27 июня 2022, 00:06

Bloomberg заявил о наступлении в России в ночь на 27 июня первого с 1918 года дефолта

Здание Министерства финансов РФ. Владимир Гердо/ ТАСС
Здание Министерства финансов РФ
Агентство при этом сообщает, что сам факт дефолта "в большей степени имеет символическое значение и мало беспокоит россиян"

МОСКВА, 27 июня. /ТАСС/. Срок выплат на сумму порядка $100 млн по внешним долговым обязательствам России истекает в понедельник.

По данным агентства Bloomberg, если инвесторы не получат свои выплаты к ночи 27 июня, то, согласно прописанным условиям, формально будет зафиксирован "факт неисполнения долговых обязательств". Оно также отмечает, что подобное положение наблюдается впервые с 1918 года. В то же время Bloomberg утверждает, что сам факт дефолта "в большей степени имеет символическое значение и мало беспокоит россиян", которых заботят иные проблемы в национальной экономике.

США в прошлом месяце не стали продлевать срок действия генеральной лицензии, позволявшей России производить выплаты для обслуживания своего внешнего долга. На прошлой неделе Россия впервые исполнила в рублях обязательства по еврооблигациям с использованием нового механизма, позволяющего проводить такие выплаты. Как подчеркнул в четверг глава Минфина Антон Силуанов, это не означает дефолта по внешнему долгу - у кредиторов нет никаких оснований считать, что Москва выполняет свои обязательства ненадлежащим образом, так как Россия в условиях форс-мажора делает все, чтобы кредиторы получили свои средства.

Минфин России неоднократно заявлял, что страна продолжит исполнять обязательства по внешнему госдолгу, несмотря на отказ Минфина США продлевать лицензию на его обслуживание, выплаты будут производиться в рублях. По словам Силуанова, Соединенные Штаты и Евросоюз создают искусственные преграды для обслуживания российского внешнего долга, чтобы "повесить ярлык "дефолт". "Но все, кто разбирается, понимают, что это никакой не дефолт", - сказал министр.

Формальная сторона

Формально объявлять о наступлении дефолта можно только после вступления в силу решения суда соответствующей юрисдикции об удовлетворении искового требования держателя еврооблигаций, объяснил Силуанов.

"Но с обращениями в суд не все так однозначно, поскольку ни в одном из проспектов эмиссии мы не отказались от суверенного иммунитета. Это значит, что даже при подаче иска у иностранного суда не будет юрисдикции для рассмотрения его по существу. Это формальная сторона", - сказал глава российского Минфина.

А с практической точки зрения, для инвестора нет смысла инициировать длительные и дорогостоящие судебные разбирательства с заемщиком, который готов обслуживать свой долг и в ситуации, когда ему - инвестору - запрещено получать причитающиеся ему выплаты, отметил Силуанов.

"Представим гипотетическую ситуацию, что все-таки состоялся суд, вынесено решение, инвестору разрешили получить выплаты. Он все равно придет к нам и получит то, что мы ему уже зарезервировали для выплат. Поэтому мы и говорим, что вот твои деньги, приходи и забирай их сразу. Это гораздо более рационально с точки зрения всех сторон. В том числе и американских властей, которые бьют по своим инвесторам и своим налогам," - заключил глава Минфина России.