ТАСС, 18 августа. Власти Литвы до сих пор официально не разъяснили понятие "исключительного случая", в котором банки страны готовы принять оплату за транзит грузов в Калининградскую область, любые дополнительные ограничения провоза грузов не обоснованы, вся ситуация с транзитом выглядит как игра на нервах литовской стороной, сообщил ТАСС губернатор Калининградской области Антон Алиханов.
Литовский Šiaulių bankas, который принимал платежи за транзит, с понедельника перестал обрабатывать рублевые платежи, а с 1 сентября приостановит операции с клиентами из РФ. Во вторник агентство ELTA со ссылкой на ответ министерства коммуникаций и транспорта Литвы сообщило, что коммерческие банки могут в порядке исключения принимать платежи за грузовой железнодорожный транзит через территорию Литвы в Калининградскую область и это не будет считаться нарушением санкций ЕС.
"Никаких официальных разъяснений от литовской стороны нет, мы не понимаем, что такое исключительный случай. <…> Я не считаю, что дополнительно нужно обуславливать транзит через их территорию. <…> Эти вот заявления литовской стороны, на наш взгляд, являются игрой на нервах, информационными интервенциями, скажем так, литовского руководства, которые сами не могут определиться, выполнять им требования Еврокомиссии или не выполнять", - сказал губернатор.
Глава региона отметил, что в Калининградской области живет более 1 млн человек, а также работают множество компаний, которые зависят от транзита грузов. "В регионе действуют десятки тысяч компаний, живет более 1 млн человек, население у нас растет постоянно, поэтому не очень понятно, что такое исключительный случай. Нам нужны грузы для строительства, для развития региона, для работы наших предприятий", - сказал губернатор.
Собеседник агентства также напомнил, что калининградский транзит и так ограничен, в частности, провоз грузов по железной дороге разрешен в объемах, не превышающих средние показатели за последние три года. При этом перевозка подсканкционных грузов автотранспортом запрещена, а квота на провоз железной дорогой не учитывает объемы, которые ранее возились грузовиками.
О ситуации с транзитом
Проблемы с транзитом грузов в Калининград начались в июне после того, как Литва сообщила, что не будет пропускать подпавшие под санкции ЕС товары в Калининград. Позже Еврокомиссия дала разъяснения, отметив, что транзитные грузы в Калининград должны пропускать через территорию Литвы. В четверг в эфире национального радио LRT советник президента балтийской республики Аста Скайсгирите также сообщала, что Министерство иностранных дел и Министерство коммуникаций и транспорта Литвы, ответственные за осуществление калининградского железнодорожного грузового транзита, должны досконально разобраться в вопросе финансовых расчетов за него и дать заинтересованным структурам четкие разъяснения, как они должны действовать. Советник также призвала правительство страны не пускать урегулирование ситуации на самотек.