18 ноября 2014, 16:05

Госдума повысила требования к составу СРО аудиторов

Вместе с тем, ГД не стала ограничивать деятельность в РФ западных ревизоров

МОСКВА, 18 ноября. /ТАСС/. Госдума сегодня приняла во втором чтении законопроект, который предусматривает переход к осуществлению аудиторской деятельности в России в соответствии с международными стандартами аудита, принимаемыми Международной федерацией бухгалтеров. Правительству РФ предложено установить порядок признания этих стандартов не позднее 1 октября 2015 года.

Международные стандарты аудита подлежат признанию для применения на территории РФ не позднее двух лет со дня вступления в силу порядка их признания.

До признания международных стандартов саморегулируемые организации аудиторов (СРО) будут сами разрабатывать проекты федеральных стандартов аудиторской деятельности, которые будут утверждаться уполномоченным федеральным органом.

Аудиторские СРО ждет консолидация

Законопроект повышает требования к количественному составу некоммерческих организаций, желающих получить статус СРО аудиторов. Сейчас такая организация должна включать в себя не менее 700 физлиц-аудиторов или не менее 500 аудиторских компаний.

Данные показатели предлагается повысить до 10 тысяч аудиторов и 2 тысяч аудиторских компаний, соответственно. До 2017 года устанавливается переходный период, в течение которого СРО аудиторов, сведения о которых внесены в госреестр, обязаны увеличить количество своих членов. Организации, которые не смогут своевременно выполнить данное требование, будут исключены из госреестра.

"Маленькие" аудиторы не останутся без работы

В законопроекте оговаривается, что при проведении конкурсов на аудит не будет обязательным установление требования к обеспечению исполнения контракта. В открытых конкурсах, проводимых организациями с выручкой до 1 млрд рублей в год, будет обязательным участие малых и средних аудиторских фирм.

Агентство по страхованию вкладов (в пределах своей компетенции) включается в перечень лиц, которые вправе обратиться с заявлением в суд о признании аудиторского заключения заведомо ложным.

Таким правом обладают и лица, которым дается такое заключение, а также Банк России, Росфиннадзор и иные лица в случаях, определенных федеральными законами. Учредители (участники) аудируемого лица или их представители, либо его руководитель будут обязаны рассмотреть информацию аудиторской организации и индивидуальных аудиторов о ставших известными им случаях коррупционных правонарушений аудируемого лица, либо об их признаках или риске возникновения.

Законопроект уточняет требования к аудиторскому заключению, подготовленному по результатам обязательного аудита годовой отчетности кредитных организаций и годовой консолидированной отчетности банковских групп и холдингов.

Такое заключение должно, в частности, содержать результаты проверки выполнения обязательных нормативов, установленных Банком России, а также соответствия внутреннего контроля и организации систем управления рисками требованиям, предъявляемым ЦБ к таким системам. Эти требования касаются подчиненности подразделений управления рисками, наличия утвержденной банком методики, позволяющей выявлять значимые для него риски и управлять ими, осуществлять стресс- тестирование, проводить оценку эффективности применяемой методологии, а также системы отчетности по значимым рискам и капиталу.

Банки будут сдавать в ЦБ аудиторское заключение не в течение трех месяцев после годовой отчетности, а одновременно с нею. Кроме того, этот документ подлежит обязательному раскрытию наравне с отчетностью.

"Большая четверка" аудиторов сохранит свой бизнес в России

В отличие от первоначальной редакции, которую Комитет по финансовому рынку планировал вынести на пленарное заседание, законопроект не содержит норм, вводящих ограничения для аудиторских организаций, контролируемых либо находящихся под значительным влиянием иностранных физических или юридических лиц.

По умолчанию речь идет о "большой четверке" международных аудиторов, во многом монополизировавшим рынок ревизорских и консалтинговых услуг - PricewaterhouseCoopers, KPMG, Ernst&Young и Deloitte&Touche.

Соответствующих поправок не оказалось в итоговых таблицах, рекомендованных комитетом к принятию или отклонению и рассмотренных сегодня депутатами.

Этими поправками правительству РФ предоставлялось право устанавливать ограничения на участие контролируемых иностранцами аудиторских организаций в открытых конкурсах на заключение контракта на проведение аудита финотчетности организации и оказание консультационных услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Ограничения могли вводиться и на участие таких организаций в оказании аудиторских услуг организациям, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Надо укреплять саморегулирование, а не подменять его государством

Президент центрального совета НП "Аудиторская палата России" (АПР) Александр Турбанов считает, что принятый депутатами законопроект содержит целый ряд концептуальных положений, серьезно влияющих на рынок аудиторских услуг.

"Правда, это влияние носит разнонаправленный характер: как со знаком "плюс", так и со знаком "минус", - сказал он в интервью ТАСС.

По мнению главы СРО, основу законопроекта составляют положения о введении в России международных стандартов аудита. "Безусловно, это назревшая мера, которая способна дать положительный эффект во многих отношениях, включая неизбежное продолжение развития интеграционных процессов. Но перечень нововведений со знаком "плюс" на этом практически заканчивается", - отметил он.

Среди положений, которые, скорее всего, вызовут напряжение на рынке, Турбанов назвал повышение требований к минимальному количеству членов саморегулируемой организации.

"Сейчас СРО должна включать не менее 700 аттестованных аудиторов или 500 аудиторских организаций. Законопроект увеличивает эти цифры соответственно до 10 тысяч и 2 тысяч, то есть в разы. Если учесть, что на рынке работают чуть более 22 тысяч аудиторов и 4500 аудиторских организаций, то чисто арифметическим путем мы получаем не более двух СРО, в то время как в данный момент их пять. Два года дается для выполнения новых требований. Значит, впереди можно ожидать два года борьбы, причем борьбы не за качество аудита, а за членов. Два года дезорганизации и дестабилизации. Кому и зачем это нужно, трудно сказать. Мы понимаем, что нужно постараться минимизировать потенциальный вред указанного новшества, и лучший способ - взаимоприемлемое соглашение между СРО", - считает глава АПР.

По мнению Турбанова, остаются вопросы и относительно роли на рынке аудита Росфинмониторинга. Он появился здесь несколько лет назад как контролер аудиторских организаций с полномочиями, явно не вписывающимися ни в законодательство об аудиторской деятельности, ни в административное законодательство.

"Площадку нужно не расширять, а очищать. Тем более, что функцию контроля над аудиторскими организациями должны осуществлять СРО. Проблемы с качеством и эффективностью такого контроля действительно есть. Как и ряд других проблем с организацией аудита, вызванных тем, что механизм саморегулирования в полную меру не заработал. Надо разбираться с причинами, и на этой основе проводить новую реформу аудита в целях укрепления саморегулирования, а не замещения его государством", - сказал Турбанов.

В этой связи он считает, что принятый Госдумой законопроект такой основы, кроме введения международных стандартов аудита, не создает.