БРЮССЕЛЬ, 12 декабря. /ТАСС/. Министры иностранных дел 27 стран ЕС соберутся в понедельник на последнее в 2022 году плановое заседание Совета ЕС по иностранным делам. Они намерены утвердить девятый пакет санкций против РФ, новые санкции против Ирана, а также согласовать механизм финансирования макрофинансовой помощи Киеву на 2023 год в размере €18 млрд.
Министры обсудят увеличение на €2 млрд потолка финансирования Европейского фонда мира, через который оплачиваются поставки оружия на Украину. Глава внешнеполитической службы ЕС Жозеп Боррель отчитается перед министрами о ходе реализации программы Евросоюза по подготовки военных для украинских вооруженных формирований.
Параллельно в Брюсселе состоится первая с начала РФ специальной военной операции (СВО) на Украине встреча глав МИД государств программы ЕС "Восточное партнерство", в которой после приостановки членства Белоруссии остались Азербайджан, Армения, Грузия, Молдавия и Украина. Как сообщил ранее европейский дипломатический источник в Брюсселе, эта встреча станет первой и с момента решения ЕС предоставить Украине и Молдавии статус кандидатов на вступление в ЕС.
Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба будет принимать участие в дискуссии по видеосвязи.
Новые санкции
Девятый пакет санкций против России Еврокомиссия представила 6 декабря. По замыслу исполнительной структуры ЕС, в черный список должны быть включены до 200 физлиц, компаний и организаций, включая три банка, предприятия ВПК, энергетического комплекса и горнодобывающей промышленности. ЕС также намерен запретить вещание на своей территории четырех российских телеканалов. Имена и названия компаний Еврокомиссия не раскрывает до утверждения санкций.
По словам главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен, этот пакет должен стать ответом на удары России по энергетической инфраструктуре Украины. При разработке этого пакета Еврокомиссия постаралась минимизировать ущерб от него экономике самого Евросоюза.
Решение по девятому пакету санкций не обязательно должно быть принято 12 декабря. При отсутствии консенсуса оно может быть отложено и утверждено позднее в декабре по письменной процедуре.
Главы МИД ЕС намерены ввести новые санкции против Ирана за подавление беспорядков и за военное сотрудничество с Россией. При этом европейский дипломат подчеркнул, что на этом фоне ЕС планирует "продолжать дипломатические усилия по недопущению создания Тегераном ядерного оружия".
Помощь Украине
Еще одной проблемной темой станет обсуждение схемы финансирования макрофинансовой помощи Украине на 2023 год в виде льготного кредитования, которую Еврокомиссия обещала довести до €18 млрд. Некоторые страны ЕС, в частности Венгрия, настаивают на получении дополнительных гарантий о механизмах возврата этих средств в случае неплатежеспособности Украины.
Несмотря на продолжающуюся более месяца дискуссию, решение этой проблемы пока не найдено.
Оружие от фонда мира
Министры также обсудят решение поднять на €2 млрд в 2023 году потолок расходов Европейского фонда мира, из которого оплачиваются поставки оружия на Украину.
"Размер потолка изначально составлял €5,7 млрд на семь лет, однако мы уже истратили почти €3,5 млрд, то есть мы приближаемся к истощению фонда. Поэтому ожидается повышение потолка, - сообщил источник во внешнеполитической службе ЕС. - Когда мы создавали Европейский фонд мира, мы не представляли, что его придется использовать таким образом. К тому же, это глобальный инструмент, он должен также поддерживать миссии ЕС и страны-партнеры. В частности, мы поддерживаем Грузию и Молдавию, поставляя им нелетальные средства, а также Ливан, Иорданию, Мавританию, Мозамбик и другие страны".
В 2022 году ЕС выделил €3,5 млрд из Европейского фонда мира на компенсации странам ЕС поставок летальных средств, вооружений и военной техники на Украину. По оценкам Борреля, с начала СВО ЕС и его страны-члены в общей сложности выделили Украине вооружений на сумму свыше €8 млрд.
Европейский фонд мира создали 22 марта 2021 года, причем весь его бюджет на период 2021-2027 годы составил €5,7 млрд. Фонд был предусмотрен как структура для обеспечения военных поставок правительствам государств в зонах конфликтов, в первую очередь в странах Африки и Ближнего Востока, где ЕС поддерживает или намерен поддерживать свои "миротворческие миссии".