В Венгрии спрогнозировали проблемы для ЕС в связи с запретом на российские нефтепродукты

Егор Алеев/ ТАСС
Европа теперь вынуждена полагаться на более удаленные источники, такие как Индия, Ближний Восток и Китай, что означает, что она может получать нефтепродукты по гораздо более высоким ценам, отметили в Минэнерго страны

БУДАПЕШТ, 5 февраля. /ТАСС/. Санкции Евросоюза в отношении российских нефтепродуктов, вступающие в силу 5 февраля, приведут к сокращению поставок бензина и дизельного топлива в Европу и создадут проблемы в области энергобезопасности, которые со временем могут только усилиться. Такое мнение выразили крупнейшая в Венгрии компания MOL, министерство энергетики страны и независимые эксперты в связи с началом действия ограничений на торговлю в ЕС нефтепродуктами российского происхождения.

Компания MOL заверила, что сможет обеспечить бесперебойные поставки бензина и дизельного топлива на внутренний венгерский рынок со своего НПЗ в Сазхаломбатте, поскольку это предприятие использует российскую нефть, поступающую по трубопроводу "Дружба", которая освобождена от санкций. В то же время дочерняя компания MOL Slovnaft, владеющая заводом в Братиславе, будет вынуждена значительно сократить экспорт своей продукции в Австрию, Чехию и Польшу, что может вызвать нехватку топлива в этих странах.

"Братиславскому НПЗ разрешено экспортировать топливо пропорционально использованию нероссийской сырой нефти и нефтеперерабатывающего сырья", - отметила MOL. По словам компании, предприятие в столице Словакии, также получающее сырье из нефтепровода "Дружба", технологически устроено так, что доля нероссийской нефти в его производстве может составить не более 30%. В такой же пропорции ему разрешено поставлять свою продукцию на экспорт в соседние страны.

Минэнерго предупреждает

Проанализировав ситуацию, Министерство энергетики Венгрии заявило, что санкции, вступающие в силу 5 февраля, угрожают странам ЕС дефицитом топлива и усилением инфляции. "Европа может столкнуться с нехваткой дизельного топлива и ростом цен на нефтепродукты, поскольку половина потребностей ЕС в дизельном топливе до сих пор обеспечивалась из российских источников", - отметило Минэнерго.

По его мнению, "в результате санкций Европа теперь вынуждена полагаться на другие, более удаленные источники, такие как Индия, Ближний Восток и Китай, что означает, что она может получать нефтепродукты из гораздо более удаленных регионов и по гораздо более высоким ценам, а это может привести к нарушению безопасности поставок".

Министерство напомнило, что правительство Венгрии добилось для себя "временного исключения относительно санкций, касающихся поставок нефти по трубопроводам, поэтому переработка и сбыт продукции российского происхождения внутри страны по-прежнему будут возможны, однако торговля с другими странами будет разрешена только продукцией нероссийского происхождения". В связи с этим "ожидаемые последствия новых санкций на европейском рынке могут затронуть Венгрию в более долгосрочной перспективе". "Венгрия нуждается в импорте для обеспечения устойчивого снабжения топливом, и повышение европейских цен на топливо из-за санкций может также оказать влияние на Венгрию", - пояснило Минэнерго.

В связи с этим оно отметило, что "правительство Венгрии решительно выступает против любого дальнейшего расширения санкций в отношении энергоносителей". "Запреты не положили конец войне [на Украине], в то время как европейские потребители столкнулись с резким ростом цен, энергетическим кризисом и перебоями в поставках. Провальная санкционная политика ввергает Европу в кризис, накладывая тяжелое дополнительное бремя на страны, бизнес и европейские семьи", - заявило Минэнерго.

Прогнозы экспертов

В последние недели трейдеры старались увеличить свои запасы, однако "их хватит лишь на ограниченный период", считает директор отдела климатической и энергетической политики будапештского исследовательского центра Szazadveg Оливер Хортай. Поэтому не ясно, как Европа сможет компенсировать потерянный импорт российской продукции.

"Чтобы восполнить дефицит, потребуются новые торговые партнеры", - отметил эксперт в программе радиостанции Kossuth. По его словам, кажется, что в будущем крупнейшими поставщиками Европы могут стать Китай и Индия, однако их возможности ограничены, и поставки оттуда будут дороже из-за более длинного маршрута. При этом китайские и индийские НПЗ тоже используют значительную долю российского сырья, отметил эксперт.

Как подчеркнул Хортай, совершенно очевидно, что санкции, вступающие в силу 5 февраля, значительно сократят пространство для маневра Евросоюза. По его мнению, возможности стран ЕС "быстро и дешево" решать непредвиденные проблемы с поставками сокращаются, поскольку нефтепродукты придется везти из удаленных мест. "Вероятность возникновения серьезных проблем с поставками в ЕС возрастает", - отметил директор отдела Szazadveg.

В свою очередь сотрудник аналитического подразделения британского журнала Economist Мэтью Шервуд, которого процитировало венгерское экономическое интернет-издание Portfolio, прогнозирует перебои с нефтепродуктами после 5 февраля. По его словам, рынки Евросоюза "продолжают стоять в очереди за альтернативными поставками". "Мы также ожидаем, что это окажет давление на цены на нефть в сторону их повышения", - сообщил эксперт.

Многие специалисты считают, что запрет на использование российских нефтепродуктов чреват даже более серьезными проблемами для ЕС, чем нефтяное эмбарго, вступившее в силу в начале декабря, отметило Portfolio. Нынешние санкции "могут привести к еще большим нарушениям ситуации на рынке", заключило издание.