3 апреля 2023, 15:57

Эксперт призвала при покупке sim-карты тщательно проверять историю ее использования

Часть владельцев sim-карт, доставшихся им от предыдущих хозяев, сталкивается со спамом и звонками коллекторов, отметила директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская

МОСКВА, 3 апреля. /ТАСС/. Некоторые абоненты сотовой связи сталкиваются с тем, что новая sim-карта попадает к ним от прошлых владельцев вместе с их спамом и звонками коллекторов. В отдельных случаях новые владельцы sim-карт могут даже получить доступ к перепискам и аккаунтам предыдущих ее хозяев, рассказала ТАСС директор Центра правовой помощи гражданам в цифровой среде Людмила Куровская в день 50-й годовщины первого звонка по мобильному телефону.

Первый в мире звонок по сотовому телефону состоялся 3 апреля 1973 года. Когда устройства набрали популярность, возникла необходимость идентификации абонента, и в 1991 году была разработана первая sim-карта. Сегодня поменять номер телефона можно за несколько часов, однако некоторые абоненты сталкиваются с неприятными последствиями этого процесса.

"Операторы связи иногда возвращают телефонные номера в оборот для оказания услуг новым абонентам. Гражданин может узнать о том, что приобрел номер телефона "с историей", после получения звонков и сообщений от лиц или компаний, с которыми он ранее никогда не взаимодействовал. Это связано с тем, что такой номер телефона могли использовать другие люди, указав его в кредитных договорах, при регистрации в приложениях, сервисах, мессенджерах", - рассказала Куровская.

Кроме того, есть вероятность, что прежний абонент не вышел из своей учетной записи в мессенджерах, а новый может начать в них личную переписку. В таких ситуациях операторы связи снимают с себя ответственность, поскольку не могут проконтролировать этот процесс, напомнила Куровская.

"Бывший владелец sim-карты несет риски того, что с помощью номера телефона, который больше ему не принадлежит, другой человек восстановит доступ к его личным кабинетам на различных интернет-сервисах. Чтобы этого не произошло, надо обязательно обновлять учетные данные на соответствующих ресурсах и уведомлять о смене номера финансовые организации", - добавила она.

Следует помнить, что при покупке sim-карты человек вправе узнать у оператора связи, использовался ли ранее этот номер. По закону "О защите прав потребителей" исполнитель обязан предоставить потребителю всю необходимую и достоверную информацию о своих услугах. "Это относится и к информации об истории номера телефона. Если оператор связи отказался ее раскрыть, он поступил незаконно. В таком случае гражданин вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор", - отметила Куровская.

По ее словам, в целом запрета на продажу sim-карт "с прошлым" сегодня закон не устанавливает. Если гражданин долгое время не пользуется номером, договор связи с ним прекращается и номер может быть передан новому владельцу. В том случае, если компании-спамеры активно контактируют с новым абонентом, он вправе обратиться с жалобой в контролирующие органы. Например, по факту навязчивой рекламы - в Федеральную антимонопольную службу, а на незаконные действия коллекторов - в Федеральную службу судебных приставов.

О Центре

Центр правовой помощи гражданам в цифровой среде - это самостоятельное структурное подразделение федерального государственного унитарного предприятия "Главный радиочастотный центр", подведомственного Роскомнадзору. Центр создан в сентябре 2021 года по инициативе Роскомнадзора. Его юристы занимаются вопросами, связанными с незаконным использованием персональных данных. 

Теги:
Россия