МОСКВА, 12 февраля. /ТАСС/. Банк России предлагает в качестве "запретительной" меры увеличить при расчете нормативов достаточности капитала банков коэффициент риска по кредитам, выданным в иностранной валюте с 1 апреля 2015 года, со 150% до 300%.
Об этом говорится в пояснительной записке к проекту указания ЦБ "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 03.12.2012 № 139-И "Об обязательных нормативах банков".
Как отмечается в документе, проект разработан для пресечения накопления банками чрезмерных рисков в сегменте валютного ипотечного кредитования, а также снижения темпов выдачи ипотечных кредитов в иностранной валюте.
Глава Банка России Эльвира Набиуллина, комментируя 30 января проблемы валютных ипотечников, отметила, что регулятор создал условия для реструктуризации валютной ипотеки банками и готов ввести дополнительные меры в случае необходимости. По ее словам, уже сейчас для банков в полтора раза дороже для капитала выдавать валютную ипотеку, чем рублевую. При этом регулятор готов это соотношение увеличивать и сделать в итоге такие кредиты запретительными. "Мы этот коэффициент (полтора) готовы повысить для того, чтобы валютная ипотека была практически запретительной. В некоторых странах, кстати, валютная ипотека запрещена", - отметила тогда Набиуллина.
Кроме того, в рамках реализации мер антикризисного регулирования проектом ЦБ предусмотрена отмена требования по применению коэффициента риска 110% в отношении необеспеченных потребительских ссуд, предоставленных в российских рублях, с величиной полной стоимости кредита (ПСК) от 25 до 35%, учитывая рост процентных ставок по кредитам, в том числе на рынке потребительских ссуд.
23 января Набиуллина направила банкирам письмо с рекомендацией конвертировать валютную ипотеку в рублевую по "старому" курсу (39,4 рублей за доллар и 49,98 рублей за евро). Однако банки не прислушались к этой рекомендации, выразив готовность реструктурировать долги населения исключительно по текущему курсу (ВТБ 24, МДМ Банк, ДельтаКредит и др). Проблемы с обслуживанием долгов обострились у граждан осенью 2014 года на фоне резкой девальвации рубля.