14 июня 2023, 09:18,
обновлено 14 июня 2023, 13:33
ПМЭФ

На трассе М-11 "Нева" запустили движение беспилотных грузовиков "Камаз"

Старт движения беспилотных грузовых автомобилей

Запуск приурочен к открытию Петербургского международного экономического форума

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 14 июня. /ТАСС/. На трассе М-11 Санкт-Петербург - Москва началось движение беспилотных грузовых автомобилей "Камаз" для перевозки коммерческих грузов, передает корреспондент ТАСС с места события. Запуск приурочен к открытию Петербургского международного экономического форума.

Старт движению "беспилотников" дал первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. "Разрешаю", - сказал Белоусов. В мероприятии приняли участие глава Минтранса РФ Виталий Савельев, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и глава Республики Татарстан Рустам Минниханов, председатель правления госкомпании "Автодор" Вячеслав Петушенко, генеральный директор "Камаз" Сергей Когогин.

В проекте "Беспилотные логистические коридоры" примут участие компании "Камаз", "Старлайн", "Глобалтрак лоджистик", "Магнит" и оператор дороги "Автодор". Отработка беспилотной доставки грузов проходит в рамках программы экспериментального правового режима на трассе М-11 "Нева". На текущий момент беспилотные грузовики будут сопровождать инженеры-испытатели.

"Прежде всего мы начинаем тестирование самой технологии беспилотной доставки грузов, которая в первую очередь окажет положительное влияние на деятельность транспортно-логистических комплексов и терминалов. Кроме того, создается первый в России цифровой двойник дороги, который обеспечит необходимое взаимодействие автомобиля с интеллектуальной дорожной инфраструктурой - "умной" дорогой", - отметил замглавы Минтранса РФ Дмитрий Баканов.

Глава компании "Автодор" сообщил, что взаимодействие высокоавтоматизированого транспортного средства с дорожной инфраструктурой происходит с помощью программно-аппаратного комплекса АСУДД.

"С учетом завершения строительства трассы М-12 такие грузовики смогут проехать от Казани до Санкт-Петербурга через Центральную кольцевую автомобильную дорогу уже в 2024 году. Участок ЦКАД на их маршруте оборудован DSRC приемниками для движения подключенного транспорта", - добавил Петушенко.

В рамках эксперимента будет апробирована вся цепочка процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры. Таким образом, ожидается, что с 2024 года решения смогут быть осуществлены и на других трассах. К 2030 году формирование опорного каркаса внутренних и транзитных беспилотных логистических коридоров - не менее 19,5 тыс. км.

"В этом году должны перевезти более 50 тыс. тонн коммерческих грузов. На следующий год эта цифра возрастет в четыре раза. С самого начала отрабатывалась привлекательность бизнес-модели, финансовой модели для грузоотправителей. Сегодня участниками этого мероприятия являются также и грузоотправители", - добавил Белоусов.

Ранее Минтранс РФ сообщал, что, согласно требованиям, к эксплуатации на М-11 будут допущены беспилотники, которые прошли оценку соответствия требованиям безопасности, проводимую испытательной лабораторией ФГУП "НАМИ" и в отношении которых МВД РФ внесена запись об отнесении автомобиля к беспилотным. В настоящее время все процедуры прошла только компания "Камаз", отметили в министерстве.

Ожидается, что в ближайшее время на трассу М-11 также выйдут беспилотные грузовики "Сберавтотех".

О беспилотных грузовиках

Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача Камаз-54901. Модель оснащена системами связи, навигации, технического зрения, обработки входящей информации. Грузовики будут работать между столицами с использованием хабов. Таким образом, будет происходить перецепка с обычного тягача на тягач, способный двигаться в беспилотном режиме.

"Компанией разработана линейка грузового беспилотного транспорта различного применения. Часть этой техники уже прошла испытания в реальных условиях эксплуатации на закрытых территориях. Введение экспериментально-правового режима на трассе М-11 "Нева" и состоявшийся запуск беспилотных магистральных тягачей "Камаз" дает возможность протестировать наши разработки в области беспилотного грузового транспорта на дорогах общего пользования, а также позволит на практике, в условиях реального движения, апробировать коммерческое использование технологии беспилотных грузовиков", - подчеркнул Когогин.

Движение высокоавтоматизированных транспортных средств на трассе М-11 запущено в рамках экспериментального правового режима (ЭПР). Формирование программы ЭПР проходило при поддержке Минтранса России на площадке Ассоциации "Цифровой транспорт и логистика". Первыми свои грузы в беспилотном режиме повезли крупнейшие перевозчики - ПЭК, Globaltruck, "Газпромнефть-Снабжение".

В рамках эксперимента будет апробирована вся цепочка процессов беспилотной перевозки в коммерческом режиме с участием цифровой инфраструктуры, что в итоге позволит масштабировать проект на другие трассы.

В данном ЭПР участвуют производители беспилотного транспорта (ПАО "Камаз"), крупнейшие перевозчики (ООО "Глобалтрак Лоджистик", ПАО "Магнит"), государственная компания "Автодор", которая предоставляет дорожную инфраструктуру.

Проект "Беспилотные логистические коридоры" является частью стратегических инициатив Минтранса России. Они разработаны в рамках исполнения поручений президента России Владимира Путина и правительства РФ по подготовке Стратегии цифровой трансформации транспортной отрасли. Технологические, организационные и бизнес-решения, которые будут отработаны в рамках экспериментально-правового режима на М-11, лягут в основу и будущих транспортно-логистических коридоров.

О форуме

Петербургский международный экономический форум - крупнейший экономический форум в России. В этом году он проходит с 14 по 17 июня, главная тема деловой программы звучит как "Суверенное развитие - основа справедливого мира. Объединим усилия во имя будущих поколений". Организатор - Фонд Росконгресс. ТАСС выступает информационным партнером мероприятия.