15 февраля, 22:00,
обновлено 15 февраля, 23:44

Савельев: поезда ВСМ между Москвой и Петербургом будут ходить каждые 10-15 минут

Министр транспорта отметил, что первая партия поездов для этой ВСМ составит 28 штук, на ее закупку потребуется 148 млрд рублей

ВЕРХНЯЯ ПЫШМА /Свердловская область/, 15 февраля. /ТАСС/. Поезда высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Санкт-Петербургом будут ходить каждые 10-15 минут. Об этом заявил министр транспорта Виталий Савельев на совещании с участием президента РФ Владимира Путина по строительству ВСМ Москва - Санкт-Петербург.

"Поезда будут ходить с частотой 10-15 минут", - сказал он.

Савельев отметил, что создание ВСМ позволит сократить время в пути. "Скорое время пути между Москвой и Санкт-Петербургом почти в два раза мы сократим с 4 часов до 2 часов 15 минут. А между Москвой и Тверью время пути составит всего 39 минут. А Санкт-Петербург и Великий Новгород займет время пути у граждан всего 29 минут", - добавил Савельев.

Строительство ВСМ Санкт‑Петербург - Москва предусмотрено проектом Транспортной стратегии РФ до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Целевые показатели проекта предусматривают рост пассажиропотока высокоскоростного сообщения между двумя столицами с порядка 5 млн пассажиров до 23 млн к 2030 году.

Первая партия поездов

Савельев отметил, что первая партия поездов для ВСМ Москва - Петербург составит 28 штук, на ее закупку потребуется 148 млрд рублей. Об этом заявил министр транспорта Виталий Савельев на совещании с участием президента РФ Владимира Путина по ВСМ Москва - Санкт-Петербург.

"В части закупки подвижного состава требуется 148 млрд рублей на первую партию, состоящую из 28 поездов, планируемых к поставке на линию к 2028 году", - сказал он.

Министр отметил, что для этого уже в 2026 году необходимо создать опытный образец поезда и начать сертификационные испытания.

"Мы предусматриваем создание полностью отечественного поезда на базе производственных мощностей ведущих российских компаний транспортного машиностроения: это группа "Синара" и Трансмашхолдинг", - добавил он.

По поручению президента проектирование поезда ведется РЖД с 2020 года, добавил Савельев.

Ранее замгендиректора РЖД Олег Тони сообщал, что поезд для высокоскоростных ж/д магистралей будет оборудован цифровой системой управления на базе искусственного интеллекта. Он сможет развивать скорость до 400 км/ч и будет модифицироваться для перевозки высокодоходных и специальных грузов, а также иметь возможность сменной компоновки салона поезда. Пассажировместимость поезда будет около 460 человек.

Финансирование

Строительство ВСМ Москва - Санкт-Петербург необходимо будет финансировать из бюджета почти на 610 млрд рублей, сообщил Савельев.

По его словам, рабочая группа рассмотрела несколько сценариев финансирования проекта, в том числе с финансированием из ФНБ и без такового, но многие из них были признаны нереализуемыми из-за невозможности "привлечь заемное финансирование свыше 1,5 трлн рублей и сроком свыше 20 лет ввиду наличия лимита на одного заемщика и отсутствия достаточной ликвидности банковского сектора".

"В этой связи в качестве базового сценария рабочей группы принята следующая структура финансирования: 218,5 млрд рублей - это взносы в уставный капитал концессионера; второе - это 290 млрд рублей облигации пенсионного фонда "Газфонд"; 903,8 млрд рублей - привлекаемые кредитные средства банков Сбербанк, ВТБ, "Газпромбанк", которые готовы участвовать в проекте. Также потребуется совокупная поддержка государства в объеме 609 млрд рублей на период строительства работ по проекту, в том числе 580,6 млрд рублей за счет средств ФНБ под 3% годовых с полным возвратом к 2050 году", - отметил Савельев.

По его словам, также понадобится федеральный грант в 28,5 млрд рублей на выкуп земельных участков и еще субсидии федерального бюджета в размере 299,4 млрд рублей в 2028-2038 годах на поддержку операционной деятельности концессионера на начальном этапе работы ВСМ.

Организационная схема проекта

Министр отметил, что также уже разработана организационная схема проекта, которая предполагает наличие концессионера. "Мы также разработали организационную схему проекта, здесь она представлена, она предусматривает государственно-частное партнерство на основе заключаемого концессионного соглашения. Уже создана компания, которая планирует выступить акционером концессионера, назвали ее "ВСМ - две столицы", - сказал он, добавив, что в качестве концедента предполагается определить Росжелдор.

Во время доклада Савельев также отметил, что сейчас можно выделить два этапа строительства ВСМ: первый - участок от Санкт-Петербурга до Зеленограда, его стоимость оценивается в 1,75 млрд рублей, второй участок - это выходы железнодорожного полотна из Москвы.

"Уважаемый Владимир Владимирович [Путин - прим. ТАСС], с учетом детальной проработки параметров, просим вас поддержать реализацию проекта с его началом в текущем году. Для его старта необходимо принятие ряда ключевых решений", - сказал Савельев.

Среди таких решений Савельев назвал поддержку заключения концессионного соглашения, что позволит подписать контракт на поставку подвижного состава. "Мы предлагаем подписать концессионное соглашение <...> до конца апреля, потому что это создает предпосылки для заказа поезда. Без этого мы не можем стартовать и заказывать поезд, который требует еще разработки и сертификации", - отметил Савельев.

Также он попросил президента поддержать выделение средств ФНБ в объеме 580,6 млрд рублей под 3% годовых и предоставление средств из федерального бюджета. Более того, Савельев отметил, что для старта проекта ВСМ совету директоров РЖД необходимо поддержать включение в инвестиционную программу в 2024 году 8,3 млрд рублей на завершение проектирования линии и еще 248,7 млрд рублей на строительство выходов из Москвы и Санкт-Петербурга. Также для реализации проекта потребуются изменения в Налоговый кодекс РФ, отметил Савельев.

"Пятое решение [для строительства ВСМ - прим. ТАСС] направлено на изменение Налогового кодекса РФ для применения ставки НДС в 0% к перевозкам и организации перевозок, а также исключение из расчета налогового потенциала субъектов налога на имущество при реализации проекта. Также мы предлагаем предусмотреть рыночное регулирование при перевозках пассажиров на ВСМ. Это очень важно, цена билета будет определять окупаемость проекта. Последнее, просим дать рекомендации Банку России рассмотреть возможность использования средств некоммерческих пенсионных фондов и снижения риска проекта до 20%", - добавил Савельев.

Риски проекта

Министр отметил, что рабочая группа, безусловно, понимает, что в реализации проекта есть вероятность наступления "отдельных рисков", у группы есть понимание решения этих проблем. "При этом, несмотря на все риски, эффекты от реализации ВСМ кратно превышают вложенные в него средства", - резюмировал Савельев.