МОСКВА, 19 июля. /ТАСС/. Вице-премьер Александр Новак поручил профильным ведомствам до понедельника представить предложения и проект постановления правительства по продлению запрета на экспорт бензина после 1 сентября, следует из имеющегося в распоряжении ТАСС протокола совещания у Новака.
Минэнерго, Минфин и Федеральная таможенная служба должны до 22 июля представить проект доклада премьер-министру с предложением и обоснованием введения временного запрета поставок бензина за рубеж с осени и проект соответствующего правительственного акта, говорится в протоколе.
Кроме того, Новак поручил Минэнерго ускорить работу по подготовке документа правительства о мерах по недопущению "серого" экспорта нефтепродуктов, доложив о результатах до 22 июля, а также обеспечить мониторинг цен на нефтепродукты.
Кабмин с 1 марта по 31 августа 2024 года ввел временный запрет экспорта бензина, чтобы нивелировать рост спроса в весенний и летний периоды. С 20 мая экспорт бензина вновь был разрешен на июнь, затем разрешение на поставки продлили ко конца июля, объяснив это насыщенностью внутреннего рынка топливом.
В середине июля Новак говорил журналистам, что правительство в августе может не продлить отмену запрета экспорта бензина, если ситуация будет оставаться напряженной. По его словам, рынок топлива России остается стабильным, но он чувствительно реагирует на объемы предложения Аи-95.
О действенности мер
Заместитель председателя комитета по энергетике ГД РФ Юрий Станкевич прокомментировал ТАСС, что предложенных на совещании мер по налоговому стимулированию производства пока недостаточно.
"На мой взгляд, необходимо, как минимум, введение инвестиционной надбавки к обратному акцизу на нефтяное сырье в отношении новых объектов, которые не охватываются ранее заключенными между компаниями и ФОИВ инвестсоглашениями", - сказал он.
Зампред наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев добавил, что поднятые на совещании вопросы возникали и в прошлом году, но системно так и не были решены. По его словам, проблемы с перевозками должно решаться за счет альтернативных маршрутов: новых продуктопроводов и транспортировке по речным артериям. "Также необходимо увеличить допустимую нагрузку для бензовозов для повышения их эффективности", ‐ подчернул он.
О запрете экспорта
Что касается запрета экспорта, то Гусев отметил, что нужно стимулировать увеличение переработки нефти и строительство НПЗ, а не запрещать экспорт. "Запрет, хоть и помогает внутреннему рынку, наносит ущерб нефтяным компаниям, а в итоге - бюджету, снижает поступление валютной выручки. Равно как и проблему простоев вагонов не решить одними штрафами и запретами отгрузок", - отметил он.
Станкевич в свою очередь подчеркнул, что одной из приоритетных задач сейчас является создание устойчивого профицита высокооктановых бензинов и увеличение превышения среднегодового производства над потреблением с нынешних 10-15% до более значимых показателей.
"Это позволит избежать локального дефицита в период пикового сезонного спроса и, как следствие, волатильности цен, вызывающих напряжение на рынке и побуждающих к перманентному ручному управлению", - подчеркнул он.