НОВО-ОГАРЕВО, 22 сентября. /ТАСС/. Президент РФ Владимир Путин на совещании по подготовке бюджета-2016 призвал кабинет министров найти баланс между поддержкой экономического роста и сбалансированностью бюджета. Глава государства подчеркнул, что необходимо "предусмотреть комплекс мер по преодолению рецессии в экономике", но при этом дефицит бюджета не должен превышать 3% ВВП. По словам президента, ситуация в экономике хотя и непростая, но не критическая, и есть все возможности для укрепления экономического потенциала страны.
Федеральный бюджет 2016 года верстается в сложных макроэкономических условиях. Основные параметры прогноза Минэкономразвития, на основе которых рассчитываются параметры бюджета, довольно пессимистичны. МЭР закладывает на 2016 год рост ВВП всего на 0,9%, цену на нефть в $50 за баррель (пока средняя за 8 месяцев - $45,63 за баррель), рост промпроизводства на 0,6%, рост оборота розничной торговли на 0,7%, спад инвестиций на 1,5%. При этом в целом ситуация в экономике утратила предсказуемость на длинном горизонте, поэтому бюджет 2016 года второй раз после кризисного 2009 года будет однолетним вместо прежних трехлетних документов.
Летние бюджетные проектировки Минфина уже не отвечают текущей макроэкономической ситуации. Тогда ведомство планировало доходы на уровне 13,96 трлн рублей, расходы - 15,87 трлн рублей, дефицит - почти 2 трлн рублей, или 2,4% ВВП. Сейчас ухудшение ситуации с поступлением нефтегазовых доходов и отсутствием возможностей для внешних заимствований вынуждают правительство пересмотреть основные параметры бюджета - этому были посвящены совещания последних недель у премьера Дмитрия Медведева.
Доходы
Бюджет в следующем году недополучит нефтяных доходов из- за падения цен на нефть. В 1-ом полугодии текущего года бюджет по этой причине недополучил 2,1 трлн рублей нефтяных доходов, которые только наполовину были компенсированы девальвацией рубля. Для увеличения доходов Минфин предлагает изменить формулу расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). По словам министра финансов Антона Силуанова, это позволит бюджету получить дополнительные 605 млрд рублей налоговых поступлений от НДПИ в следующем году.
Минфин на прошлой неделе предложил изменить курс доллара, используемый для расчета налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), взяв за основу курс до девальвации рубля в конце 2014 года, что фактически приводит к увеличению налога. Предложения министерства, которые пока не обсуждались в правительстве, позволят дополнительно принести в бюджет 1,6 трлн рублей в 2016-2018 годах за счет прибыли нефтяных компаний, которые выступают против повышения налогов.
На совещании у президента финального решения по НДПИ принято не было. "Окончательных решений пока принято не было", - сообщил по его итогам министр Силуанов. Однако в ближайшее время правительство проработает этот вопрос - соответствующее поручение дал Путин. "Конечно, действовать здесь нужно в высшей степени аккуратно, чтобы не ослабить экономику компаний- экспортеров, сохранить их инвестиционные возможности", - подчеркнул глава государства.
Расходы
Падение доходов при жестком таргетировании дефицита бюджета на уровне 3% не позволит серьезно нарастить расходы. Однако Силуанов сообщил, что расходы все же будут увеличены за счет ряда статей. "Там (в финальной версии проекта) несколько побольше, поскольку появились расходы, связанные с утильсбором, с дополнительными доходами по Калининграду, которые мы должны возвращать, по другим связанным расходам, поэтому они (расходы бюджета) несколько уточнились в большую сторону", - пояснил министр.
Также планирование расходов-2016 будет происходить при выключенном бюджетном правиле, которое предполагает расчет расходов бюджета исходя из цен на нефть за три года и фактически неприменимо в условиях их резкого падения.
Не была решена и судьба важнейшей составляющая расходной части бюджета - индексации соцвыплат и пенсий. Соцблок правительства по-прежнему настаивает на индексации по уровню фактической инфляции (то есть около 12%), Минфин - на уровне 4-4,5%, поскольку для больших ее объемов в бюджете просто нет средств. Компромиссом могло бы стать индексирования по фактической инфляции с одновременной заморозкой пенсионных накоплений объемом 250 млрд рублей - однако против этого выступает финансово-экономический блок правительства. Силуанов также отметил, что "заморозка" при сохранении индексации увеличит расходные обязательства бюджета на последующие годы. "Там уже не спасет никакая "заморозка" пенсионных накоплений", - подчеркнул министр.
Дефицит
Дефицит бюджета на уровне, не превышающем 3%, 22 сентября был зафиксирован президентом - пока это единственная известная цифра из параметров бюджета. Финансировать такой дефицит, размер которого в абсолютном выражении может быть около 2 трлн рублей, можно за счет средств Резервного фонда и заимствований.
Если летние бюджетные проектировки Минфина предполагали фактическое "проедание" Резервного фонда к 2018 года, то сейчас такой вариант уже не кажется приемлемым. "Мы представили (президенту) предложения по бюджетным проектировкам, которые учитывают поручения президента о том, чтобы в следующем году дефицит бюджета был не более 3 процентов, а также необходимость сохранения резервов в среднесрочной и долгосрочной перспективе", - сказал Силуанов. В текущем году Минфин направил на финансирование бюджета уже 900 млрд рублей.
Заимствования на следующий год определены исходя из лимитов в 1 трлн рублей на внутреннем рынке и менее $7 млрд на внешнем. "Мы не будем заимствоваться (больше этой суммы), поскольку это приведет к дисбалансу финансового рынка; у нас 1 трлн запланирован", - сказал Силуанов. Планы по внешним заимствованиям также прокомментировал замминистра финансов Сергей Сторчак, который отметил, что лимит может быть и меньше прежней цифры в $7 млрд.
Минфин должен внести проект федерального бюджета на 2016 год в Госдуму до 25 октября.