21 октября 2015, 22:41
RIW 2015

Большие надежды: чего ждать от выхода на московский рынок мобильного оператора Tele2

Сергей Фадеичев/ ТАСС

Компания утверждает, что тарифы Tele2 в московском регионе в сегменте b2c ниже рынка на 25-50%, а в сегменте b2b - на 40%

МОСКВА, 22 октября. /Корр. ТАСС Ксения Петрова, Екатерина Казаченко/. В четверг на рынке мобильной связи Московского региона появился новый игрок. Tele2 создал большой ажиотаж вокруг своего запуска, в том числе с помощью агрессивной рекламной кампании с обещанием предложить столичным жителям очень дешевую связь. Операторы-конкуренты заявляют о том, что не опасаются появления "дискаунтера". Аналитики гадают сколько абонентов сможет привлечь Tele2, изменит ли ситуацию и расстановку сил на рынке его появление. Пользователей интересует, действительно ли появится возможность сэкономить, не проиграв при этом в качестве связи.

Технические возможности

Tele2 - оператор связи, созданный путем объединения сотового оператора Tele2 и мобильных активов "Ростелекома". Доля "Ростелекома" в СП составляет 45%, остальное - у бывших владельцев Tele2 (группа ВТБ владела 50% Tele2, остальные 50% были у структур банка "Россия", СОГАЗа и бизнесмена Алексея Мордашова). Компания работает в более чем 60 регионах РФ и обслуживает порядка 35 млн абонентов.

Tele2

Tele2 ("Т2 РТК Холдинг") - оператор связи, созданный путем объединения сотового оператора Tele2 и мобильных активов "Ростелекома". Доля "Ростелекома" в СП составляет 45%, остальное - у бывших владельцев Tele2 (группа ВТБ владела 50% Tele2, остальные 50% были у структур банка "Россия", СОГАЗа и бизнесмена Алексея Мордашова). Компания работает в более чем 60 регионах РФ и обслуживает порядка 35 млн абонентов.

На момент запуска Tele2 рассчитывает, что сеть будет доступна более 90% населения Москвы и более 75% жителей Московской области. В регионе уже построено порядка 7 тыс. базовых станций оператора (5 тыс. станций 3G и 2 тыс. станций LTE), сеть развернута на частотах 800 МГц, 2,1 ГГц и 2,6 ГГц. Так как у Tele2 нет GSM-частот в столичном регионе, оператор будет ориентироваться на пользователей смартфонов. Прогноз по доле рынка и числу клиентов Tele2 в московском регионе в компании не уточняют.

Приоритетной задачей на 2015-2016 гг. станет расширение покрытия и строительство сети в метро.

Продажа SIM-карта нового игрока московского рынка мобильной связи стартует в более чем 400 монобрендовых магазинах и торговых модулях, а также порядка 10 тыс. точек продаж партнеров (в т.ч. "Связной", "Евросеть", "Пятерочка", "Почта России", "Эльдорадо"). За две недели до запуска в московском регионе было оформлено 30 тыс. заказов на SIM-карты Tele2.

Инвестиции в запуск сети в московском регионе и сроки окупаемости компания не раскрывает. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин оценил стоимость одной базовой станции в пределах $50 тыс. Для строительства сети и открытия монобрендовых магазинов были использованы как кредиты (в т.ч. предоставленный банками-акционерами), так и собственные средства. В феврале 2015 г. межведомственная комиссия при Минэкономразвития одобрила проект Tele2 по строительству сетей 3G/4G в Москве при поддержке программы проектного финансирования. Пока Tele2 потратил около 25% от кредитной линии на 16 млрд руб., открытой оператору банком ВТБ на этих условиях.

Что по чем

Tele2 предложил своим абонентам в b2c сегменте тариф "Оранжевый" без абонентской платы, который предусматривает одинаковую стоимость звонков на все телефоны как внутри московского региона, так и по всей России (1 руб. за минуту). Стоимость SMS-сообщения или 1 Мб интернета также составляет 1 руб. Также есть 3 пакетных тарифа для частных пользователей, которые включают минуты и интернет-трафик: "Черный" (абонентская плата 99 руб. в месяц, 2Гб интернета), "Очень черный" (299 руб., 400 минут и 4 Гб) и "Самый черный" (599 руб., 1000 минут и 10 Гб). Пакеты минут включают внутрисетевые звонки и звонки на номера других операторов, звонки сверх лимита тарифицируются по цене 1,5 руб. за минуту.

Также были представлены 4 тарифа для корпоративных клиентов (сегмент b2b).

Компания утверждает, что тарифы Tele2 в московском регионе в сегменте b2c ниже рынка на 25-50%, а в сегменте b2b - на 40%.

По оценкам экспертов, представленные тарифы не являются "шоковыми" для рынка. По мнению аналитика группы "Открытие" Александра Венграновича, они не очень агрессивные. "Они в целом, конечно, ниже, чем у "большой тройки", но можно было ожидать гораздо более худшего сценария для "тройки". Даже по этим тарифам они будут работать с положительной операционной маржой", - считает эксперт. Он добавил, что самыми популярными будут пакетные тарифы за 99 и за 299 руб., а также "Оранжевый". Так же считает и Муртазин, который отметил, что сейчас на московском рынке у других операторов популярны именно "средние" пакеты, а те, кто захочет только попробовать воспользоваться новым операторов, будут брать пакет за 99 руб.

"Тариф за 99 руб. неплохой для планшетов, например, для устройств, где нет необходимости пользоваться голосом", - полагает Венгранович. Тарифы за 299 руб., по его мнению, конкурируют с тарифами за 400-450 руб. у "большой тройки", принципиальная разница только в том, что Tele2 предлагает 100 руб. экономии и на 1Гб больше данных. Пока сложно судить, будет ли этого достаточно, чтобы абоненты других операторов перешли к конкуренту, считает эксперт. "Сейчас проникновение тарифов, где есть "дата" и голос, совместно в "тройке" примерно 25% в Москве", - отмечает Венгранович. По его мнению, на данном этапе Tele2 будет концентрировать внимание на тех, кто уже пользуется смарфтонами, но пока еще "сидят" на повременной оплате.

Тариф за 599 руб. "Самый Черный" будет не особо популярным, считают эксперты. "Если посмотреть, чем он отличается принципиально от тарифов тоже за 600 руб. "большой тройки", там просто в 2 раза больше данных, но при этом то же самое количество включенных минут", - отметил Венгранович, добавив, что не совсем понятно, насколько большой части абонентов это необходимо. "Тяжелые абоненты в Tele2 не пойдут, так как для них нет предложения "в лоб", и по качеству связи для людей все пока не очень понятно", - согласен Муртазин. "Исходя из тех тарифов, которые у них представлены, ARPU у них будет ниже, чем у "большой тройки", но не катастрофически. Московский рынок воспринимается ими выше, чем регионы, поэтому никакой ценовой войны или дискаунта нет", - подчеркнул он.

Что касается b2b сегмента, то, по мнению генерального директора "Telecom Daily" Дениса Кускова, развитие этого направления не является вопросом этого года, возможно следующего. "b2b - более консервативная публика, там более серьезные требования, годовые закупки, тендеры", - пояснил он. При этом аналитик "УралСиба" Константин Белов считает, что в этом сегменте Tele2 может занять свою нишу, так как в b2b есть много старых контрактов, которые могли бы быть пересмотрены.

Неоднозначные перспективы

Аналитик БКС Игорь Гончаров считает, что цена не гарантирует Tele2 быстрого успеха на московском рынке. В особенности потому, что оператор не может предложить свои услуги владельцам обычных телефонов, для которых цена является более важным критерием, чем для владельцев смартфонов, обращающих внимание на качество передачи голоса и данных. Венгранович видит другую проблему отсутствия у оператора GSM-частот. "В Москве проникновение смартфонов уже 65%. Поэтому для их целей отсутствие GSM - небольшая проблема. Проблема в том, что на сетях 3G будет и голос, и дата вместе, то есть высокая нагрузка на систему", - рассказал он ТАСС. Кроме того, по словам Белова, остается вопрос зоны покрытия, которое сейчас неполное. "Абоненты привыкли, что везде есть связь, и такая ситуация их может отпугнуть", - считает он.

По мнению Муртазина, в первые полгода Tele2 будет достаточно "бодро" продавать SIM-карты, потому что есть эффект новизны, маркетинг, реклама, клиенты будут испытывать нового оператора. "Прогнозировать число тех, кто отвалится через полгода сложно, но я думаю, что это будет достаточно значимое количество, поскольку у оператора нет сетей 2G для звонков", - сказал он, спрогнозировав, что ближе к концу 2016 г. Tele2 выйдет на рубеж в 1 млн абонентов в Москве и области. При этом дальнейшее наращивание абонентской базы будет проходить медленно.

Оценка Венграновича возможной абонентской базы Tele2 гораздо более оптимистичная. "Обсуждаемая оценка 10% доля рынка, которую многие эксперты давали, вполне реальна до конца следующего года. То есть им надо будет получить 4 млн абонентов. Розничная сеть с этим справится без проблем, если учесть, что у них 10 тыс. точек продаж, значит надо продавать по одной SIM-карте в день в каждой точке. За год это сделать вполне реально", - считает он. По словам аналитика, Tele2 сможет заработать в следующем году примерно 8 млрд руб., что составит примерно 1% от общей мобильной сервисной выручки "большой тройки" в России. "По Москве они смогут забрать порядка 3-4% от выручки в следующем году", - добавил аналитик группы "Открытие". В то же время, Кусков считает, что, если компания будет вести правильную маркетинговую политику, то в среднесрочной перспективе, она сможет рассчитывать на 20% рынка.

Расстановка сил на рынке при этом никак не поменяется: "большая тройка" как доминировала на рынке, так и будет доминировать, считает Муртазин. "В Москве высокая конкуренция, и те тарифные планы, которые Tele2 показал, не являются чем-то особенным", - заявил он. Кроме того, по его словам, понижать цены "большой тройке" "некуда, да и нет смысла". С точки зрения абонентской базы "большая тройка" в пользу Tele2 ничего не потеряет, с точки зрения денег потери не будут большими. "Просто идет чуть-чуть расширение московского рынка, 2-3 SIM-карты. Расходы людей возрастут, но расстановка сил не изменится. Это неплохо для бизнеса, но Tele2 не сможет отъесть большой кусок рынка, поэтому серьезно противодействовать их усилиям никто не собирается", - добавил Муртазин.

Венгранович также уверен, что конкуренты Tele2 не будут снижать цены, однако могут увеличить количество услуг (минут и данных) в пакетах. Кроме того, большинство звонков операторов происходят внутри сети, а у Tele2 этого преимущества не будет, большая часть звонков будет вне сети. "Это нивелирует их ценовое преимущество", - добавил аналитик группы "Открытие". Однако, аналитик "УралСиба" считает, что выход на рынок Tele2 все же приведет к улучшению условий для абонентов. "Чем больше конкуренция, тем лучше", - согласен с ним Кусков.

Венгранович рассказал, что в будущем Tele2, уже построившим 7 тыс. базовых станций, возможно, придется ввести в эксплуатацию еще столько же, когда загрузка сети увеличить. "С учетом нового курса затраты более чем в 2 раза вырастут", - добавил он, отметив, что Tele2 вряд ли будет вести агрессивную стройку, скорее будут смотреть по ситуации.

Ответ конкурентов

Мобильные операторы, уже работающие в Московском регионе, в целом подготовились к появлению нового конкурента.

Гендиректор "Вымпелкома" Михаил Слободин в начале недели заявил журналистам, что не боится конкуренции с Tele2 в столице, и пообещал, что "коллегам будет очень непросто". По его словам, оператор уже подготовил "ряд серьезных инициатив", в том числе тарифных предложений и услуг. "Это событие делает нас еще более сфокусированными на удержании и усилении наших позиций", - добавили в пресс- службе "Вымпелкома".

"МегаФон" в свою очередь практически накануне запуска Tele2 полностью обновил линейку тарифов для смартфонов "Все включено". "В сети "МегаФона" работают все типы мобильных телефонов, а наши тарифы позволяют потребителю оплачивать только те услуги, которые им нужны. Конкуренция сделает нас еще сильнее", - заявили в пресс-службе оператора. В Yota также подчеркнули, что успешно конкурируют с Tele2 в других регионах их присутствия.

Президент МТС Андрей Дубовсков в эфире телеканала "Россия 24" рассказывал, что общий объем инвестиций оператора в московский рынок составил более 20 млрд долларов за последние 25 лет. "Конечно, приход нового игрока, который, безусловно, также понес значительные капитальные затраты, но который тем не менее, понес их в гораздо меньшем объеме и в меньший временной период, будет раздражающим фактором", - отмечал он. "У МТС существенное технологическое преимущество - наличие качественной базовой GSM-сети, без которой невозможно предоставлять качественные услуги связи и половина москвичей - те, кто использует простые кнопочные телефоны, не смогут стать абонентами Tele2", - отметили в пресс-службе. 

Теги:
RIW 2015