МОСКВА, 11 ноября. /ТАСС/. Минфин РФ накануне обсуждения в Госдуме федерального бюджета в первом чтении оценил основные риски его исполнения. Как сообщила в среду газета "Коммерсант", министерство считает, что более 1 трлн рублей доходов бюджета под угрозой, и это меньше, чем останется в конце 2016 года в Резервном фонде.
В среду должно состояться рабочее совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева накануне обсуждения в пятницу 13 ноября в Госдуме в первом чтении проекта федерального бюджета на 2016 год. По сведениям источников газеты в Белом доме, к совещанию Минфин подготовил анализ рисков исполнения федерального бюджета в текущих обстоятельствах. Сам проект бюджета ведомство Антона Силуанова пока корректировать не предлагает (технически это рациональнее всего делать перед вторым чтением в декабре), однако констатирует, что рост расходов в нем невозможен - можно говорить лишь о том, что около 10% федеральных доходов 2016 года находятся под угрозой и состояние Резервного фонда таково, что эти резервы будут исчерпаны в конце следующего года, а не в 2017 году, как предполагалось при составлении проекта бюджета.
Главный риск, который видит Минфин в настоящее время,- это все еще слишком дорогой рубль. Бюджет рассчитывался при цене нефти 50 долларов за баррель, имея в виду нефть Brent, а не Urals, и цены Brent последние месяцы колеблются около этого показателя. Однако, если в начале 2015 года российская экспортная нефть торговалась с премией к Brent до 1-1,3 долл/баррель, то к концу октября скидка (дифференциал) цены Urals к Brent достигала 4 долл/баррель. При этом падение цен Urals происходит без выраженной динамики колебаний рубля к доллару, что, по мнению Минфина, ставит под угрозу при сохранении нынешней ситуации федеральные доходы 2016 года на сумму более 800 млрд руб. Кроме этого, в министерстве считают несколько завышенными цены на газ и объемы добычи и экспорта нефти, оценивая эти риски еще в более чем 150 млрд руб.
Также риски в объеме около 150 млрд руб., утверждают источники газеты, финансовое ведомство по аналогии с ситуацией текущего года видит в возможном завышении доходов Пенсионного фонда и системы фондов ОМС из-за меньшего, чем ожидает Минэкономразвития, прироста номинальных зарплат и, соответственно, сборов платежей в соцфонды (прогноз МЭР исходит из номинального роста в 2016 году 7%).
Наконец, значимыми в финансовом ведомстве видят риски недополучения бюджетом прибыли ЦБ и ненефтегазовых налоговых платежей, в случае если экономический рост окажется ниже прогноза Минэкономики 0,7% ВВП.
В сумме перечисленные риски бюджета заведомо выше 1 трлн руб., то есть более той суммы, которую Белый дом может в 2016 году предельно потратить из Резервного фонда.