25 декабря 2015, 07:27

Торгпред: товарооборот с США в 2015 году упал на 30% из-за санкций и рыночной конъюнктуры

EPA/ HOW HWEE YOUNG

По словам Александра Стадника, сокращение американских поставок в РФ коснулось прежде всего сегмента машинного оборудования, практически до нуля упали поставки продовольственной и сельхозпродукции

НЬЮ-ЙОРК, 25 декабря. /Корр. ТАСС Наталья Славина/. Товарооборот РФ и США сократился в 2015 году на треть во многом из-за действующих санкций во взаимной торговле и экономике. Об этом заявил в интервью ТАСС торговый представитель РФ в США Александр Стадник.

"Основная причина - сложившаяся не в нашу пользу конъюнктура в ряде важнейших сегментов мировой торговли и экономики, а также санкции, которые оказывают непосредственное воздействие на двусторонние торгово-экономические связи", - пояснил Стадник.

По данным торгпреда, в 2015 году спад товарооборота между РФ и США уже превысил 30%, а по итогам года, когда будут обработаны все данные, "это будет полноценная треть".

"Результат - вполне ожидаемый. Во-первых, санкциями американцы блокируют определенные возможности для выстраивания полноценного сотрудничества, в том числе по преодолению негативных тенденций во взаимной торговле. Во-вторых, санкции подрывают международные основы свободной торговли, а также доверие между партнерами, ощущение стабильности", - считает Стадник.

Кроме того, подчеркнул собеседник агентства, российской стороне необходимо прибегать к ответным мерам для защиты своих интересов, что также сказывается на товарообороте.

Если в 2014 году товарооборот РФ и США составил около $25 млрд, российский экспорт превысил $9 млрд, американский импорт - почти $16 млрд, то к концу 2015 года товарооборот вряд ли перевалит за отметку в $20 млрд. С января по октябрь 2015 года двусторонний товарооборот составил около $17,4 млрд (падение на 30,5%), экспорт РФ - около $8 млрд, американский импорт в РФ - порядка $9,4 млрд.

При этом если российские поставки в долларовом выражении упали на 12,3%, то их физические объемы все же возросли, пояснил Стадник. Такая разница в цифрах вызвана, в том числе, изменением курса валюты. Однако снижение американского импорта в РФ на 40,1%c- "это уже реальные показатели", подчеркнул он.

Замороженные отношения

Вместе с тем, по мнению Стадника, ведущие политики европейских государств уже пришли к выводу о необходимости возобновления позитивного межгосударственного диалога по торгово-экономической повестке с Россией.

"Несмотря на формально консолидированную позицию Евросоюза по отношению к РФ в части применения санкций, все большее число европейских стран ищут возможности развивать сотрудничество и восстанавливать нормальные торгово-экономические отношения", - сказал он.

В этом году Россия провела совместные заседания межправительственных комиссий по торгово-экономическому, промышленному и финансовому сотрудничеству с рядом ключевых государств-членов ЕС, были организованы регулярные встречи их сопредседателей, состоялись отраслевые совещания, созданы новые бизнес-платформы с участием соответствующих государственных структур.

"В то же время в наших отношениях с США подобный диалог остается замороженным по инициативе исключительно американской стороны", - признал Стадник.

Восстановление товарооборота не будет быстрым

Восстановление утраченных позиций в случае отмены санкций не будет быстрым и полноценным.

"Санкции заставляют производителей, экспортеров, импортеров и весь рынок переориентироваться, замещать освободившиеся места, - пояснил торгпред. - И даже если санкции отменят, скажем, через полгода, то на следующий день ничего не восстановится автоматически - рыночные ниши к тому времени будут освоены другими игроками".

По мнению Стадника, это понимают практически все западные компании и поэтому не только не уходят вопреки ожиданиям идеологов санкций с российского рынка, но и приступают к реализации новых проектов.

"Наши компании также продолжают активно работать на зарубежных рынках, в том числе США. В этом смысле от санкций больше шума", - считает собеседник агентства.

Сокращение поставок

По словам торгпреда, сокращение американских поставок в РФ коснулось прежде всего сегмента машинного оборудования, в первую очередь, летательных аппаратов, гражданских Boeing.

"Меньше стали поставлять автомобильной техники, хотя это, в основном, связано с контрактной деятельностью, но в ряде случаев обусловлено и экономическими причинами", - пояснил Стадник. - В связи с нашими ответными мерами практически до нуля упали поставки американской продовольственной и сельхозпродукции, которые раньше составляли порядка 10-11% всего экспорта США в Россию. Практически обнулился импорт мясной продукции, в том числе мяса курицы и индейки".

При этом и российские поставки сельхозтоваров и сельхозсырья сократились на 37,5%. Почти на четверть упали российские поставки в США минеральных продуктов, и на треть - нефтепродуктов.

Из-за санкций американский рынок покинул "Калашников". Но здесь вряд ли можно говорить о серьезных потерях для российского концерна, чья продукция является одним из самых известных брендов в сфере ВПК.

"Ситуация с товаром, который рассчитан, в основном, на любителей стрелкового оружия и коллекционеров в США только повысила престиж и интерес к возможности обзавестись собственным экземпляром с маркировкой "Made in Russia", - считает торгпред.

Россия нарастила экспорт в США по ряду направлений

Вместе с тем, по ряду направлений Россия нарастила экспорт в США. По словам Стадника, существенно, почти на 140%, были увеличены поставки минеральных, химических и калийных удобрений. Более чем на 40% вырос наш экспорт по группе "машины, оборудование, транспортные средства", текстиль и обувь добавили еще 60%.

Кроме того, с учетом периода сезонного снижения добычи нефти на севере США российские поставки сырой нефти на американские НПЗ возросли в 2015 году на 217%.

Продукция российского малого и среднего бизнеса - медицинская техника, биопрепараты, бытовая электроника - также могут стать существенной статьей экспорта в США, полагает Александр Стадник.

По его словам, в США очень популярен здоровый образ жизни, поэтому большим спросом пользуются различные фитнес-устройства, приспособления, которые фиксируют состояние организма в различных ситуациях.

"Российские производители готовы поставлять целый ряд подобных электронных гаджетов, среди которых инновационные наработки, помогающие людям, например, автоматически подсчитывать поступающие в организм калории или корректировать свою осанку. Эта продукция, как показывают маркетинговые исследования, будет пользоваться в Америке большим спросом, поскольку при равных потребительских свойствах у российской продукции более адекватные по сравнению с зарубежными аналогами цены", - считает Стадник.

Шоколадная экспансия

Еще одним из новых направлений российского экспорта малых и средних предприятий в США торгпред считает продовольственную продукцию - мед, шоколадные конфеты, детское питание.

"Казалось бы, шоколада здесь хватает, но российские конфеты, предложения по поставкам которых прорабатывает Торгпредство, оригинальные и полезные - ягоды и орехи в шоколадной глазури, которых на американском рынке не хватает. Мы постараемся продвинуть эту продукцию как на восточном, так и на западном побережье, и уже есть конкретные примеры заинтересованности американских бизнесменов в ее поставках на прилавки крупных торговых сетей", - сообщил торгпред.

Не менее перспективным товаром для экспорта он считает и российский мед. "Сейчас этот продукт попадает к американскому потребителю, в основном, через перекупщиков в третьих странах, где теряет часть своих свойств. Мы же планируем работать с центрами поддержки экспорта в российских регионах для организации поставок оригинального продукта напрямую от производителей", - отметил Стадник.

В 2015 году российское торгпредство начало работать примерно с 45 новыми проектами, предусматривающими выход российских производителей на рынок США или привлечение инвестиций в промышленную инфраструктуру РФ.

В апреле 2016 года в Нью-Йорке пройдет первый Деловой форум "Russia: Start-Up-Grade", призванный привлечь внимание американского бизнеса к новому технологичному российскому экспорту.

"Основная задача - коммерциализация российских разработок малого и среднего бизнеса, их продвижение на американский и глобальный рынки", - резюмировал Стадник.