29 января 2016, 16:22

Банк России готовит рынок к новому раунду повышения ключевой ставки

Здание Центрального банка России. Сергей Бобылев/ ТАСС, архив
Здание Центрального банка России
Ключевая ставка остается на уровне 11% с августа прошедшего года

МОСКВА, 29 января. /ТАСС/. Центробанк в пятницу дал рынку два ключевых сигнала - о рисках невыполнения таргета по инфляции в 4% в 2017 г. и о возможном новом раунде повышения ключевой ставки. Оба заявления соответствуют ситуации в экономике, которая характеризуется всплеском инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля, углублением рецессии на фоне падения цен на нефть и рисками бюджетной политики. При этом ставку было решено оставить на уровне 11% годовых.

Центробанк в пятницу воздержался и от изменения макроэкономического прогноза, который теперь, скорее всего, появится 18 марта - на следующем заседании совета директоров. К этому сроку уже должны быть опубликованы обновленные прогнозы Минэкономразвития и Минфина. При этом ЦБ обозначил вектор изменений, заявив о возможном росте инфляции во 2-м квартале, более сильном спаде ВВП по итогам года и вероятном понижении прогноза по ценам на нефть. Пока базовый прогноз Банка России кажется слишком оптимистичным: нефть $50 за баррель, инфляция всего 5,5-6,5%, спад ВВП на 0,5-1%. При этом общая ситуация в экономике скорее отражает стрессовый сценарий ЦБ: нефть $35 за баррель (сейчас $32), инфляция 7% (сейчас годовая 11,5%), спад ВВП 2-3%.

Ключевая ставка остается на уровне 11% с августа прошедшего года. В первой половине 2015 г. Банк России постепенно снижал ставку, смягчая последствия "процентного шока" декабря 2014 г., когда ставка была повышена с 10,5 до 17% годовых.

Рынок не поверил

Если в прошлых релизах Центробанк сообщал о намерении снизить ставку на одном из ближайших заседаний, то сегодня появился совсем иной сигнал: "В случае усиления инфляционных рисков Банк России не исключает ужесточения денежно-кредитной политики", то есть, прежде всего, повышения ключевой ставки. Впрочем, стрессовый сценарий Банка России, к которому по макропараметрам сейчас близка ситуация в экономике, и так повышение ключевой ставки не исключал.

Несмотря на такое очевидное изменение риторики, рынок регулятору не поверил. Аналитики по-прежнему крайне низко оценивают вероятность повышения ставки, а рубль после публикации решения регулятора начал слабеть после утреннего роста. По мнению экономистов, Центробанк просто хочет оставить себе пространство для маневра. "ЦБ оставляет пространство для маневра, заблаговременно предупреждая об этом экономических агентов. Я думаю, что если на валютном рынке никакой паники происходить не будет, то это даже не угроза, а намек останется неисполненным", - говорит замначальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич.

Главный экономист по России и СНГ "Ренессанс Капитал" Олег Кузьмин оценивает вероятность повышения ключевой ставки в 2016 г. всего в 15-20%. "Это может быть сделано в двух случаях. В первом, если из-за низких цен на нефть у нас возникает какая-то паника на валютном рынке, усиливается отток капитала и тогда это может быть резкое повышение ставки, похожее на то, что было в декабре 2014 г.", - предполагает он. Второй случай - это если низкая цена на нефть длительное время держит рубль слабым. В этом случае "ближе к середине года ЦБ повышает 1 или 2 раза ставку на 0,5п.п., чтобы показать, что он здесь и борется с инфляцией".

В свою очередь главный экономист "Альфа-банка" Наталия Орлова, хотя и признает сегодняшний комментарий ЦБ "очень жестким", не считает очень вероятным повышение ставки. При этом она предупреждает, что резкое повышение ставки неэффективно. "ЦБ скорее будет задействовать какую-то поддержку со стороны экспортеров. Это более эффективный механизм, чем повышать процентную ставку", - полагает она.

Отклонение от цели

Банк России выбрал цель по инфляции в 4% в 2017 г. летом 2014 г. и с тех пор ни разу от нее не отступался. Поэтому так важно сегодня было заявление о том, что "риски отклонения инфляции от цели в конце 2017 г. возросли".

По мнению Петроневича, нет ничего страшного в недостижении цели в 4% в следующем году, поскольку цель в 4% является для ЦБ среднесрочной и отражает скорее намерение регулятора достичь ее рано или поздно. "Это некая абстрактная цель на 2-3 года. Понятно, что в силу различных причин инфляция в конкретном году может отклоняться. Опыт Банка Англии, который достаточно продолжительное время не выполнял ориентир, но в письмах сообщал, из-за чего это произошло, свидетельствует о том, что в этом ничего страшного нет", - рассказывает он. Орлова из "Альфа-банка" также считает, что цель в 4% будет достигнута, но позже. "ЦБ не будет отказываться от 4-процентного ориентира, просто скажет, что он будет достигнут в более поздние годы. Хотя, мне кажется, было бы лучше поставить ориентир, который мы все-таки сможем достигнуть, чем ставить ориентир, который мы будем отодвигать из года в год", - предлагает она.

Возможная проблема с достижением цели по инфляции - не вина Центробанка, говорят экономисты. Регулятору с осени прошедшего года приходится сталкиваться с рядом вызовов, на которые он не имеет прямого влияния. В их числе - ужесточение условий продовольственного импорта, повышение ставки ФРС США, замедление китайской экономики, падение цен на нефть и другие вызовы. В таких условиях регулятору не остается ничего другого, кроме как продолжать свою линию. "Один вариант у ЦБ - сохранять более жесткую политику. Потому что, фактически, сейчас выбор между чуть более или чуть менее худшим настоящим, ради перспектив будущего", - уверен Олег Кузьмин.

Бизнес считает решение Центробанка "логичным" с точки зрения цели по инфляции, но деструктивным для экономики. "Это решение будет дестимулировать экономический рост и развитие банковского кредитования. Экономике сейчас крайне необходимы позитивные сигналы, поэтому ключевую ставку следовало снизить хотя бы на 0,25 п.п. и ни в коем случае не пугать ужесточением денежно-кредитной политики", - комментирует сопредседатель комитета "Деловой России" по ДКП Владимир Гамза.