САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 11 февраля. /Корр. ТАСС Александра Подервянская/. Федеральная таможенная служба (ФТС) и Министерство транспорта Российской Федерации взяли на себя обязательства по сокращению нагрузки на бизнес. Об этом ТАСС сообщил заместитель руководителя ФТС Руслан Давыдов. Задачи возложены на ведомства правительством РФ в рамках работы по улучшению делового климата в стране.
В 2016 году Россия в ключевом рейтинге Doing Business Всемирного банка поднялась на 11 ступеней - с 62-го на 51-е место (среди 183 стран). Однако "слабым звеном" в позициях РФ оказалось направление "международная торговля" (документация на экспорт и импорт). В списке по этому аспекту страна опустилась со 155-й на беспрецедентную 170-ю строку - составители впервые учли качество процедуры растаможивания, то есть то, как используются электронные системы, как долго груз находится на границе, сколько стоит оформление документов.
Для сравнения, в странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) на оформление документов уходит не больше пяти часов и $36, а в России - 43 часа и $500. Таможенный контроль российским экспортерам обходится в $1125, в то время как в являющемся лидером рейтинга Сингапуре - в $335 долларов.
Как сообщал ТАСС, первый вице-премьер Игорь Шувалов ранее подписал ряд поручений по улучшению инвестиционного климата и повышению позиций России в списке Doing Business. В частности, Шувалов поручил ФТС оптимизировать процедуры и снизить логистические издержки для компаний.
Роль ФТС и Минтранса
"ФТС и Министерство транспорта взяли на себя некие обязательства по сокращению нагрузки на бизнес - это определенная минимизация количества контрольных мероприятий в виде досмотров, осмотров, направления товаров на инспекционно-досмотровые комплексы, сокращение срока выпусков товаров", - рассказал Давыдов, принявший в Петербурге участие в выездном заседании рабочей группы по улучшению условий предпринимательской деятельности при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции.
По его словам, в ходе осмотра работы контейнерного терминала Санкт-Петербурга перед совещанием были показаны достижения, которые имеются на сегодняшний день. К примеру, служба больше не запрашивает дополнительные документы у участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), а получает их по системе межведомственного электронного взаимодействия из других ведомств. "Поэтому уже сегодня значительная часть вопросов, которые существовали, скажем, еще год назад, уже решены", - пояснил Давыдов.
Диалог по международной торговле
"На совещании были вскрыты ряд проблем, которые, очевидно, существуют во взаимодействии между таможенными службами, стивидорами и операторами линий, - прокомментировал ТАСС итоги встречи генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Андрей Никитин. - Принято важное решение, что вся работа по петербургскому порту будет сконцентрирована на площадке полномочного представителя президента по Северо-Западному федеральному округу".
В настоящее время, по словам Никитина, в работе ФТС наблюдаются "серьезные подвижки в плане электронного декларирования". Он также обратил внимание на необходимость на протяжении последующего года максимально сократить сроки получения электронно-цифровой подписи для участников ВЭД - то есть "сделать так, чтобы подпись была одна и та же для таможни, Росреестра (Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии), ФНС (Федеральной налоговой службы) и остальных". Сейчас в каждом из этих ведомств предприниматель должен получать подписи отдельно.
"Мы в порту Санкт-Петербурга собрали сегодня всех участников "цепочки" с тем, чтобы посмотреть, где у нас слабые места и где можно поправить процедуры таким образом, чтобы они были одни из лучших в мире", - отметил ТАСС заместитель министра экономического развития Станислав Воскресенский. "Мы сейчас на 170-м месте (по направлению "международная торговля" - прим. ТАСС), по мнению Всемирного банка - это позиция крайне низкая, и мы намерены ее улучшать", - сказал он.
Как подчеркнул замминистра, в текущей экономической ситуации "очень важно, чтобы те компании, которые занимаются несырьевым экспортом, чувствовали себя максимально комфортно - особенно те, кто бизнес начинают". Воскресенский уточнил, что аналогичную работу вскоре проведут в порту Владивостока. "Первый вице-премьер Шувалов определил эти два проекта (в Санкт-Петербурге и Владивостоке - прим. ТАСС) как пилотные проекты по максимальной оптимизации процедур - прежде всего, для малого и среднего бизнеса", - пояснил он.