Белоусов: экономика РФ может достичь устойчивого роста в 4% через 2-3 года

Андрей Белоусов. Александр Рюмин/ ТАСС
Андрей Белоусов
По словам помощника президента, действующая модель экономики себя исчерпала, добиться с ее помощью темпов роста, превышающих 1-2%, практически невозможно

МОСКВА, 25 мая. /ТАСС/. Российская экономика сможет выйти на устойчивые темпы роста в 4% уже через 2-3 года, заявил помощник президента Андрей Белоусов в интервью ТАСС в преддверии заседания президиума Экономического совета при президенте РФ.

При этом Белоусов подчеркнул, что действующая модель экономики себя исчерпала, добиться с ее помощью темпов роста, превышающих 1-2%, практически невозможно. "Одна из главных задач - это запуск экономического роста. Мы находимся в ситуации, и это консенсус, здесь все сходятся, несмотря на разницу взглядов, что предыдущая модель экономического роста себя практически исчерпала", - сказал Белоусов.

"Выдавить, выжать из нее более 1-2% роста практически нереально. А если и реально, то ни к чему хорошему это не приведет. Новые пузыри, а потом новый спад. Значит, нужно искать новые источники роста, нужно создавать механизмы, которые реализуют такие источники роста с тем, чтобы обеспечить выход на темпы роста 4%", - добавил помощник президента.

На заседании президиума совета 25 мая будут представлены три концепции: Министерства экономического развития, группы экспертов под руководством бывшего министра финансов Алексея Кудрина и также группы экспертов Столыпинского клуба, которая, по словам Белоусова, представляет позицию крупного и среднего бизнеса.

Рецепты достаточно разные

По официальному прогнозу Министерства экономического развития, российская экономика сократится на 0,2% в 2016 году, но вырастет на 0,8% в следующем году.

Члены Столыпинского клуба считают возможным выход на темпы экономического роста в 5-7% в год за счет государственных инвестиций в приоритетные отрасли, использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Центрального банка.

Кудрин считает возможным выход на темпы роста в 4% через 5-7 лет при условии снижения инфляции и в результате проведения структурных реформ.

Помощник президента подчеркнул, что необходимость выхода на траекторию устойчивого экономического роста осознают авторы всех трех концепций.

"В целом в элитах есть понимание, что без экономического роста многие проблемы для нас станут трудноразрешимыми или разрешимыми с большими издержками. При этом достичь экономического роста возможно, хотя рецепты здесь достаточно разные. Устойчивого экономического роста можно достичь через 2-3 года", - сказал Белоусов.

Проблему дефицита бюджета надо решать, иначе страна будет "проедать" резервы

Проблему ненефтегазового дефицита бюджета надо решать, иначе при сохранении цены на нефть в $40-50 за баррель Россия будет проедать резервы, отметил Белоусов.

Ненефтегазовый дефицит представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов. В 2015 году показатель составил около 11% ВВП, тогда как дефицит бюджета сложился на уровне 2,6% ВВП. На 2016 год запланирован ненефтегазовый дефицит около 10,7% ВВП при общем дефиците 3% ВВП.

"Нам придется эту проблему решать, потому что, если дефицит останется таким, то при сохранении цен на нефть на уровне $40-50 за баррель мы будем проедать наши резервы с той или иной скоростью. Для того, чтобы из этой ситуации выйти, дефицит нужно сократить. Это задача будущего", - отметил Белоусов.

Он напомнил, что российские власти до кризиса 2008 года ставили задачу снизить ненефтегазовый дефицит до 3-5% ВВП, в целом же выйти на бездефицитный бюджет. "Тогда у нас было где-то 5-7% ВВП (ненефтегазовый дефицит - прим. ред.), в кризис он резко подскочил. Мы не решили проблему бюджетного дефицита. Мы оказались в точке равновесия при сохранении ненефтегазового дефицита в районе 10% ВВП. Правительству не удалось его снизить", - сказал Белоусов.

О программах реформ

Все три программы к заседанию президиума Экономического совета при президенте РФ предлагают снизить инфляцию и повысить производительность труда, но ни одна из них пока не является самодостаточной, заявил помощник президента.

"Ни одна из трех представленных концепций не является целостной и самодостаточной. Все-таки процесс принятия решений, тем более политических решений на верхнем уровне, хотя и опирается на те или иные парадигмы и теоретические представления, но из них непосредственно не вытекает", - сказал Белоусов.

О бедности

Помощник президента отметил, что рост числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума в результате экономического спада и девальвации рубля является серьезной проблемой для российской экономики.

По его словам, экономика РФ в целом преодолела кризисные явления и нашла новую точку равновесия к середине 2015 года. "Мы достигли этой точки равновесия с существенным увеличением количества бедных. Количество граждан с доходами ниже прожиточного минимума сейчас составляет 13% населения, до кризиса было 10%. Это почти 5 миллионов новых бедных людей", - сказал помощник президента. Прожиточный минимум в марте 2016 года установлен на уровне 10 тыс. 187 рублей в месяц для трудоспособного населения.

"И это очень серьезная проблема", - добавил Белоусов. По его мнению, для ее преодоления, для возврата уровня бедности на докризисный показатель может потребоваться несколько лет.

Многие отрасли экономики РФ - в зоне риска

Белоусов также заявил, что некоторые отрасли экономики РФ, включая автомобильную промышленность, железнодорожное машиностроение, строительство и легкую промышленность, по-прежнему находятся в зоне риска, несмотря на стабилизацию экономики в целом. 

"Наметились признаки того, что мы получили некоторую стабилизацию. Но одновременно есть ряд серьезных нерешенных структурных вопросов. Первое - это то, что ряд отраслей оказались в зоне риска, так сказать, за красной чертой. Это те отрасли, где за последние два года произошло наибольшее сжатие рынка - автопром, железнодорожное машиностроение, строительство, легкая промышленность", - сказал помощник президента.

Он подчеркнул, что правительство разработало и реализует антикризисные программы, направленные на стабилизацию положения в этих отраслях.