7 июня 2016, 18:46,
обновлено 7 июня 2016, 19:34
Освоение Арктики

Шишкарев: Севморпуть выгоден государству и приарктической экономике

Первый замглавы Морской коллегии отметил, что перспективная задача развития Северного морского пути - организация всепогодной круглогодичной навигации

МОСКВА, 7 июня. /ТАСС/. Северный морской путь поможет сэкономить государственные расходы за счет развития внутренних арктических перевозок и приносить прибыль от экспорта сырья, а также поддержит экономику приарктической зоны. Такое мнение высказал ТАСС первый заместитель председателя Морской коллегии при правительстве РФ, глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики Сергей Шишкарев.

"Ряд проектов и программ по освоению Арктики могут быть не особо эффективными с точки зрения прибыльности, но значительно экономить госрасходы. Возьмем Северный морской путь: транзит зарубежных грузов по сравнению с Суэцем через арктический транспортный коридор не так эффективен, но нам выгоден каботаж (плавания коммерческих судов между морскими портами одного государства - прим. ТАСС) и внутренние арктические перевозки, а экспорт сырья и продукции Арктики даже сверхприбылен", - сказал Шишкарев, пояснив, что вопреки экономике никто плавать по Северному морскому пути не будет.

Ранее сообщалось, что на российском арктическом шельфе сосредоточено более 20% мировых запасов углеводородного сырья, морские биоресурсы могут добывать в промышленных масштабах. По расчетам эксперта, транзит судов через Северный морской путь - кратчайший судоходный маршрут между Европой и Азией - при всей затратности перевозок может приносить дивиденды при должном экономическом взаимодействии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северной Европы. В частности, китайские суда уже прошли Северным морским путем, и китайцы высказывают намерение сотрудничать дальше с Россией в этом направлении.

Что же касается инфраструктуры арктических портов и хабов, то, по словам Шишкарева, "инвестиции государства в нее, возможно, и не принесут ощутимой прибыли, но позволят сэкономить госрасходы на внутренние арктические перевозки, связанные с обеспечением северного завоза и обеспечением безопасности страны, а также опосредованно поддержат экономику этих городов за счет создания новых рабочих мест, привлечения специалистов".

Первый замглавы Морской коллегии отметил, что перспективная задача развития Северного морского пути - организация всепогодной круглогодичной навигации. По его мнению, грузовые перевозки на тысячи километров в приарктической зоне будут играть решающую роль независимо от конъюнктуры мировых цен на углеводороды и полезные ископаемые в целом. Поэтому сейчас, по мнению эксперта, у администрации Северного морского пути первоочередная задача - обеспечить предсказуемость сроков доставки грузов за счет улучшения условий навигации. Шишкарев рассчитывает, что в скором времени найдется техническое решение, которое позволит эффективно преодолевать толщу льда и развить всепогодную круглогодичную навигацию.

Арктике необходима система международного мониторинга

Система международного мониторинга должна быть создана для совместного исследования климата, защиты экологии и эффективного освоения богатств Арктики, сообщил также первый заместитель председателя Морской коллегии при правительстве РФ, глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики.

"На мой взгляд, страны готовы к созданию системы международного арктического мониторинга. Во-первых, из-за климатических изменений, которые касаются не одного отдельно взятого государства. Во-вторых, в перспективе совместного освоения Арктики", - сказал Шишкарев. По его оценке, Арктика - "огромный регион с национальными экологическими приоритетами, настоящая кладовая мира, которая должна быть зоной бесконфликтного сотрудничества". "С холодной Арктики как раз может начаться потепление в международных отношениях", - считает Шишкарев.

Он отметил, что каждая из стран, имеющих выход к арктическому побережью, проводит свой экологический мониторинг, но подходы к сохранению экологических систем у всех разные. "В России, например, есть разработки, связанные с разрушением льдов лазером, ультразвуком и т.д. Казалось бы, почему не вооружить ледокол лазерной пушкой и резать льды? Но мы этого не делаем, поскольку тот же лазер может нарушить биобаланс, уничтожить микроорганизмы", - пояснил первый замглавы Морской коллегии.

"Мы нацелены на сохранение общей экосистемы в Арктике, которая включает не только арктические моря, но и бассейны арктических рек, и побережье, и сушу. Это требует поиска общего знаменателя в решении экологических проблем, привлечения специалистов по арктическим экологическим системам, как морским, так и прибрежным, и сухопутным", - подчеркнул Шишкарев. По его мнению, международный арктический мониторинг может стать результативным инструментом для прогноза и эффективного устранения природных и техногенных ЧП в территориальных водах всех арктических государств.

Создание госкорпорации поможет бизнесу в освоении Арктики

Сергей Шишкарев также заявил, что российский бизнес и государство должны объединить усилия по освоению Арктики, это можно достичь созданием единого управленческого органа - госкорпорации или министерства по развитию арктической зоны.

"Освоение Арктики - это очень затратный проект по своей сути, российский или зарубежный бизнес сам его не вытянет. В советское время освоение Арктики происходило в условиях четкой координации действий государственных органов, транспортных и производственных предприятий, обеспечивающих служб. Нынешний масштаб задач несопоставим с прошлым веком. Считаю целесообразным рассмотреть возможность создания координирующего органа на государственном уровне: корпорации или министерства по развитию арктической зоны", - пояснил Шишкарев, отметив, что такой позитивный опыт у государства имеется.

По мнению Шишкарева, весь процесс развития бизнеса в Арктике - это касается создания транспортной инфраструктуры, экологического мониторинга, реализации инвестиционных проектов, - "увязывается в одну цепочку, ни один элемент не может быть выхвачен из контекста". "Бизнес может и должен работать во всех сферах, которые не связаны с обороной и государственной безопасностью; все, что объединено в единую программу, далее переходит на субподряд или на аутсорсинг, начиная от судостроения, строительства жилых и производственных объектов, инфраструктуры и оборудования, и заканчивая оказанием каких-либо услуг с участием частных компаний инвесторов, и во главе этой сбалансированной партнёрской работы стоит государство", - отметил Шишкарев.

Глава делового совета при Госкомиссии по вопросам развития Арктики считает, что арктические территории будут развиваться, в первую очередь, за счет таких инвестиционных направлений, как добывающие и транспортно-логистические проекты. При этом бизнесу, по мнению Шишкарева, надо предоставить возможность предлагать государству свои разработки по усовершенствованию уже существующих условий реализации проектов освоения Арктики.

Он отметил, что российский бизнес готов предложить инновационные проекты для Арктики. Это показал конкурс, организованный деловым советом при Госкомиссии в конце 2015 года. Так, среди интересных бизнес-проектов представлены энергоэффективные конструкции для использования силы ветра, строительный материал для полярных дорог из ракушечника, строительство гигантских купольных конструкций, которые могут сохранять тепло, пропускать свет и внутри которых могут размещаться достаточно крупные поселения, даже небольшие города.

Конференция по экономическому развитию Арктики впервые состоится в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016), который пройдет 16-18 июня.