9 июня 2016, 13:14

Минэкономразвития поручено рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных ОЭЗ

Особая экономическая зона (ОЭЗ) туристского типа "Байкальская гавань". ТАСС/ Павел Смертин
Особая экономическая зона (ОЭЗ) туристского типа "Байкальская гавань"

Управление зон может быть передано регионам, а затраты на инфраструктуру компенсированы

МОСКВА, 9 июня. /ТАСС/. Минэкономразвития РФ поручено рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных особых экономических зон (ОЭЗ), а также приостановить процесс создания новых ОЭЗ до разработки и внедрения на законодательном уровне единых подходов к их созданию и функционированию с учетом выявленных недостатков. Такое поручение содержится в документе контрольного управления президента, имеющемся в распоряжении ТАСС.

Ранее газета "Коммерсантъ" сообщила, что работа десяти особых зон будет прекращена, а все действующие ОЭЗ переданы регионам. Из ведомственной переписки, с которой ознакомилось издание, следует, что поручение должно быть исполнено до 30 июня. Такую реакцию Кремля вызвал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко.

"В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании особых экономических зон <…> рассмотреть вопрос о прекращении работы неэффективных ОЭЗ с учетом результатов проверки, проведенной Генеральной прокуратурой и Счетной палатой РФ", - отмечается в документе контрольного управления президента.

Об ОЭЗ в России

В рамках закона об ОЭЗ на территориях 30 регионов России создано 33 зоны четырех типов: промышленно-производственные, технико-внедренческие, портовые и туристско-рекреационные. Помимо Минэкономразвития РФ управление ОЭЗ осуществляют 15 акционерных обществ.

Общая стоимость строительства объектов инфраструктуры ОЭЗ оценивается в 334,2 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 224,5 млрд рублей, за счет средств бюджетов регионов - 109,7 млрд рублей.

В апреле Счетная палата провела проверку работы ОЭЗ и нашла ряд нарушений, в частности, выяснилось, что управляющие компании зон вкладывали часть средств в высокорискованные финансовые операции, а объем неиспользованных средств федерального бюджета составил 24,8 млрд рублей.

"Выводы контрольного управления сделаны на основании результатов проверок Генеральной прокуратуры и Счетной палаты, с которыми Минэкономразвития полностью согласно. Минэкономразвития ведется работа по совершенствованию института ОЭЗ с учетом замечаний и предложений по результатам указанных проверок", - сказали ТАСС в министерстве.

По информации ведомства, с 2006 года во всех ОЭЗ зарегистрировано более 447 резидентов, из них порядка 80 - с участием иностранного капитала. Создано более 18 тыс. рабочих мест, заявлено порядка $8 млрд частных инвестиций, из которых уже фактически вложено порядка $2,5 млрд, а также уплачено более $340 млн налоговых отчислений в бюджеты всех уровней.

С 2006 по 2015 годы общая сумма федеральных бюджетных средств, выделенных на создание и развитие особых зон, составила 121,9 млрд рублей, средств регионов - 64 млрд рублей. В 2016 году на эти цели предусмотрено еще 5,9 млрд рублей из федерального бюджета.

Прекратят работу только неэффективные

Источник, знакомый с ситуацией, в разговоре с ТАСС подчеркнул, что речь не идет о ликвидации конкретных зон.

"Ни о каких десяти зонах речь не идет, обсуждается только возможность прекращения работы тех зон, которые показали себя неэффективными", - отметил он.

С 2006 года было принято решение прекратить работу только одной зоны - туристско-рекреационного типа на острове Русский. ОЭЗ в Приморском крае создавалась для привлечения как российских, так и иностранных инвестиций в развитие туристско-рекреационного потенциала острова Русский. Ее создание было обусловлено необходимостью повысить эффективность бюджетных расходов на создание инфраструктурных объектов, построенных к саммиту АТЭС-2012.

Еще в апреле текущего года Минэкономразвития сообщало, что есть ряд ОЭЗ с подобными проблемами, включая портовые ОЭЗ в Мурманске и Хабаровском крае, ОЭЗ, входящие в туристический кластер на территории Северо-Кавказского федерального округа, а также некоторые участки туристических ОЭЗ в Бурятии и Иркутске. Однако окончательного решения о закрытии этих зон не принято, прорабатывается вопрос возможной оптимизации территорий и планируемых расходов.

Вместе с тем пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сегодня высказал мнение, что институт особых экономических зон в России оказался дорогим и неэффективным.

"Мне нужно поднять соответствующие бумаги, но действительно институт (ОЭЗ) оказался крайне неэффективный в нашей стране: очень дорого, очень мало отдачи и с нулевым КПД", - сказал он.

При этом Песков подчеркнул, что территории опережающего развития на Дальнем Востоке - это отдельные институты, которые, наоборот, зарекомендовали себя неплохо, и они как раз набирают темпы в своем развитии и демонстрируют очень позитивную динамику.

О передаче управления ОЭЗ регионам

В документе контрольного управления президента также предусматривается передача управления ОЭЗ регионам, но только по согласованию с этими регионами, а затраты на инфраструктуру субъектам РФ будут в этом случае компенсированы.

Как сообщили ТАСС в Минэкономразвития, правительство РФ с 2014 года реализует план мероприятий по совершенствованию системы управления ОЭЗ ("дорожная карта"), одной из целей которой является повышение роли и ответственности субъектов РФ в управлении ОЭЗ.

"В настоящее время идет работа с регионами по заключению соглашений по передаче им полномочий по управлению ОЭЗ. Кроме того, готовятся изменения в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в РФ", которыми предусматривается установление нового порядка создания и функционирования ОЭЗ", - отметили в министерстве.

В частности, соглашение о передаче части полномочий по управлению ОЭЗ технико-внедренческого типа "Томск" будет подписано до конца июня, сам процесс передачи займет не менее восьми месяцев. В мае, на праздновании 10-летия площадки, замглавы Минэкономразвития РФ Олег Фомичев заявлял, что ведомство считает томскую ОЭЗ самой эффективной технико-внедренческой зоной и третьей по эффективности среди всех ОЭЗ страны. Впереди - только ОЭЗ в Липецке и в Татарстане, говорил тогда замминистра.

Вице-губернатор Астраханской области Константин Маркелов в четверг заявил, что астраханская особая экономическая зона (ОЭЗ) "Лотос", созданная на базе крупнейшего в регионе судостроительного завода, показала свою эффективность и о закрытии ОЭЗ на сегодняшний день речи не идет.

Стратегия для всех

Кроме того, как следует из документа контрольного управления президента, профильным ведомствам поручено разработать единую стратегию для ОЭЗ и других особых территорий - инновационных кластеров, технопарков и территорий опережающего развития.

"В целях повышения эффективности использования бюджетных средств при создании и функционировании особых экономических зон… разработать и утвердить единую стратегию создания и функционирования инструментов развития территорий особых экономических зон, территорий опережающего социально-экономического развития, инновационных территориальных кластеров, индустриальных парков, технопарков и так далее, включающую требования к обоснованию, содержанию и целесообразности их создания, критерии оценки эффективности их функционирования, а также предусматривающую упорядочивание терминологии в этой сфере", - говорится в документе.

Также необходимо обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций, отправляемых на создание объектов инфраструктуры ОЭЗ, с учетом доходов, полученных управляющими компаниями от размещения средств федерального бюджета в банках.

По данным Счетной палаты, на 1 января 2016 года объем неиспользованных управляющими компаниями средств федерального бюджета составил 24,8 млрд рублей. Из них наибольшие остатки сформированы на счетах акционерных обществ "Курорты Северного Кавказа" - 7,8 млрд рублей, "ОЭЗ "Иннополис" - 5,2 млрд рублей, "Особые экономические зоны" - 3,5 млрд рублей.

Как показала проверка, управляющие компании активно вели финансовую деятельность по размещению временно свободных денежных средств, и в период с 2006 по 2015 годы получили совокупный процентный доход в сумме 29,3 млрд рублей. При этом финансовые операции носили высокорискованный характер.

Презентации по плану

В рамках предстоящего Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2016 ) Тульская область представит проект создания особой экономической зоны "Узловая". Область планирует вложить в создание объектов инженерной, транспортной, социальной и иной инфраструктур ОЭЗ около 3,5 млрд рублей. В настоящее время от пяти компаний - потенциальных резидентов ОЭЗ "Узловая" - получены подтверждения о готовности реализовать на ее территории проекты с общим объемом инвестиций около 4,5 млрд рублей и созданием около 1 тыс. новых рабочих мест.

В рамках ПМЭФ-2016 власти Санкт-Петербурга планируют подписать порядка 10 крупных соглашений и представить в своем павильоне инвестиционные проекты, включая развитие зоны "Пулково - 2" и виртуальный тур по территории ОЭЗ "Санкт-Петербург" с "посещением" лабораторий петербургских фармпредприятий.

Резидентами специальной деловой зоны с особым экономическим режимом на территории бывшего аэропорта "Пулково - 2" должны стать IT-компании, а также представители креативного бизнеса (дизайн, в том числе промышленный, мода), гостиничный оператор и те, кто активно вовлечен во внешнюю торговлю, в развитие внешнеторгового потенциала Санкт-Петербурга и РФ.

Справка

  • 22 июля 2005 г. президентом России Владимиром Путиным был подписан новый федеральный закон об особых экономических зонах (ОЭЗ).
  • Срок действия ОЭЗ - 20 лет.
  • В дополнение к ним рядом законов в 2011 г. были введены зоны территориального развития (ЗТР, срок их функционирования - 12 лет), а в 2014-2015 гг. - территории опережающего развития (ТОР, срок функционирования - 70 лет).