САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 16 июня. /ТАСС/. Первый рабочий день Петербургского экономического форума начался с обсуждения будущего отношений между Россией и Европейским союзом. В ожидании важных политических заявлений по этой теме главными событиями дня стали дискуссии с участием министров экономического блока правительства и главы Центробанка.
МЭР надеется на рост, ЦБ - на низкую инфляцию
Министр экономразвития Алексей Улюкаев сразу сделал несколько заявлений о ключевых макроэкономических показателях. Выступая на форуме "Деловой двадцатки" в рамках ПМЭФ, он отметил, что рецессия в экономике РФ полностью прекратится по итогам 2016 года.
"Нижняя точка спада российской экономики пройдена, идет быстрое восстановление экономики. Начиная с третьего квартала, российская экономика будет показывать рост", - уверен министр.
Он также считает, что есть основания ожидать небольшой рост промышленного производства в России по итогам года. Рост может выйти на уровень 0,4-0,5% при том, что в настоящее время прогноз Минэкономразвития предусматривает нулевую динамику по промпроизводству.
Комментируя снижение Банком России прогноза по инфляции, Улюкаев не исключил, что по итогам 2016 года она не превысит 6%. "Думаю, что да - при сохранении нынешних конъюнктурных обстоятельств, при отсутствии внешних шоков это весьма ожидаемо", - сказал он, добавив, что министерство может понизить свой годовой прогноз с нынешних 6,5%.
Через год, отметил Улюкаев, с высокой степенью вероятности инфляция будет меньше 5%. Поэтому будет правильно, если ключевая ставка Банка России будет ориентироваться на эту цифру.
Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, также говоря об инфляции, подтвердила, что стратегическая задача Центробанка - это поддержка ее низкого уровня в долгосрочной перспективе. Иначе Россия просто проигрывает конкуренцию за инвестиции. "Никто не будет вкладывать в рублевые активы надолго, если будет бояться, что эти вложения будут съедаться ценами. Наши инвесторы будут стараться инвестировать за рубежом - там, где все более предсказуемо и где доходы не съедаются инфляцией", - уверена она.
По словам Набиуллиной, цель по выходу на уровень годовой инфляции в 4% - это "не наше упрямство, а это действительно необходимо для экономики".
Пересмотр этой цели будет дезориентировать участников рынка и экономической деятельности. "По оценкам, уровень инфляции выше 4% - это не инвестиционный уровень. Это тот уровень инфляции, когда не возникает практически "длинных" денег. Сейчас с нынешним уровнем инфляции 7,3% мы в конце списка всех стран мира", - подытожила председатель ЦБ.
"Резервный фонд будем беречь"
О стратегической задаче говорил и министр финансов Антон Силуанов. По его словам, ею должно стать выведение роста экономики РФ на уровень выше мировых. Министр призвал не догонять другие страны в экономической мощи и экономическом развитии, а ускоренными темпами развиваться самим.
Однако, по его словам, невыполнимой эту задачу может сделать повышение налогов. "Для нас это неприемлемо. Если мы будем повышать налоги, то какие здесь будут темпы (роста экономики)?", - задал он риторический вопрос.
В своих опасениях Силуанов нашел полную поддержку у своего коллеги по экономическому блоку Алексея Улюкаева. "Внесение любых изменений в российскую налоговую систему в настоящий момент было бы неэффективным. Когда вы начинаете с благими целями что-то менять, то на выходе получаете... Знаете, что такое верблюд? Это арабский скакун, который прошел через согласование. Чтобы верблюда не получить, лучше этого не делать", - сыронизировал Улюкаев.
Еще одной важной темой для обсуждения стал бюджетный дефицит. По словам Силуанова, по итогам 2016 года он будет находиться в районе 3%. "Мы ставим перед собой задачу иметь дефицит бюджета при цене нефти $40 за баррель до 3% ВВП. Мы подготовили предложения по консолидации бюджета. Внесем их осенью. Дефицит бюджета будет около 3%, плюс-минус, в зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры", - уверен он.
При этом Силуанов уже предвидит большие сложности, которые возникнут при формировании бюджета на 2017-2019 годы. "Бюджет будет непростой, я бы даже сказал одним из самых сложных за последние годы", - сказал министр, отметив, что в следующем году уже нельзя будет рассчитывать на доходы от приватизации и прибыль ЦБ. Однако все социальные обязательства государством будут исполнены.
Предшественник Силуанова на посту министра Алексей Кудрин оценил размер дефицита бюджета РФ в 2017 году в 4,5%. И тоже ожидает сложности с уверенным поступлением доходов.
Впрочем, каким бы ни оказался дефицит бюджета в 2017 году, Минфин готов финансировать его за счет средств Фонда национального благосостояния, который обещает расходовать экономно.
Цена на нефть: стабилизация или рост?
Состояние российского бюджета напрямую зависит от цены на нефть, поэтому в рамках форума звучало множество прогнозов насчет того, в какую сторону она будет меняться в ближайшее время.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак высказал мнение, что до конца года она будет балансироваться на уровне от $40 до $50 за баррель. "Это оценки, жизнь будет вносить свои коррективы: многое зависит от финансовых факторов, позиции ФРС относительно ставки рефинансирования, от укрепления или более слабой позиции. Мы понимаем, что цена на нефть находится в большой зависимости от соотношения доллара в корзине валют", - заметил Новак.
Схожий прогноз сделал и Кудрин. Он считает, что в течение следующих двух лет цена на нефть будет очень волатильной, но в итоге стабилизируется на уровне $40-60 за баррель.
О стабилизации цены на нефть говорил и глава "Роснефти" Игорь Сечин. Он уверен, что котировки должны вырасти из-за устойчивого роста спроса развивающихся стран и падения инвестиционной активности в секторе. На это, по мнению Сечина, должно уйти от четырех до пяти лет.
Глава "Лукойла" Вагит Алекперов, в свою очередь, отметил, что пик падения нефтяных цен уже пройден, и она не опустится ниже $30 (за баррель).
Алекперов обратил внимание на тенденцию того, что поставщики и подрядчики нефтяных компаний начинают снижать цены. "То есть этот психологический перелом от $110 к $30 у наших подрядчиков и поставщиков прошел. И мы начинаем совместно балансировать на той рентабельности, которая нам позволит успешно работать и при $40, и при $50, и $60 (за баррель)", - добавил глава "Лукойла". Но в качестве справедливой цены он назвал диапазон в пределах $60.