21 июня 2016, 14:20

Госдума смягчает наказание за некоторые экономические преступления

В частности, освобождение от ответственности предусмотрено, если человек впервые совершил данный проступок и возместил ущерб

МОСКВА, 21 июня. /ТАСС/. Госдума приняла во втором и третьем - окончательном - чтении президентский законопроект о декриминализации некоторых преступлений экономической направленности. Документ, в частности, предусматривает освобождение от уголовной ответственности впервые совершивших ряд экономических преступлений.

Законопроектом, внесенным в Госдуму президентом РФ Владимиром Путиным в конце мая, предлагается расширить перечень преступлений, в случае совершения которых можно избежать уголовной ответственности. Освобождение от ответственности предусмотрено, если человек впервые совершил данный проступок и возместил ущерб.

Так, либерализация коснулась статьи 170 УК ("Внесение заведомо ложных сведений в межевой план"), части 1 статьи 178 ("Ограничение конкуренции путем заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля)"), части 3 статьи 185 ("Совершенные организованной группой злоупотребления при эмиссии ценных бумаг"), части 1 статьи 191 ("Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга"), части 2 статьи 194 ("Совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере уклонение от уплаты таможенных платежей").

При этом с пятикратного до двукратного снижен размер возмещения ущерба в федеральный бюджет.

Мошенничество в бизнесе перенесли в другой закон

Законопроект предлагает признать утратившей силу статью 159.4 УК ("Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности"). Данная статья, введенная в УК в 2012 году, предусматривает наказание за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Сейчас максимальная санкция за данное преступление - один год лишения свободы, в случае крупного ущерба - до трех лет лишения свободы, в случае особо крупного ущерба - до пяти лет лишения свободы.

При этом, в изначальной редакции законопроекта предлагалось дополнить статью 159 ("Мошенничество") УК пятой частью - "Мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба". Соответственно, уголовное дело должно возбуждаться, только в случае причинения значительного ущерба, коим предлагается считать сумму от 10 тысяч рублей. Данное преступление, согласно инициативе, должно было минимально караться штрафом в размере до 300 тысяч рублей, максимально - лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.

Ко второму чтению законопроект подошел уже без этой нормы. В то же время данная поправка в неизменной форме внесена в законопроект Верховного суда о декриминализации ряда преступлений, в том числе побоев и неуплаты алиментов.

Штрафы за воровство товарных знаков выросли

В ходе доработки законопроекта ко второму чтению было скорректировано в большую сторону наказание за незаконное использование средств индивидуализации товаров или услуг (например, товарных знаков). Сейчас за совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору наказывают штрафом от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет. Максимальная санкция - шесть лет лишения свободы.

Первоначально законопроект предполагал смягчить санкции по данной статье УК, предусмотрев штраф от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет. Максимальное наказание - четыре года лишения свободы. В новой редакции последнее наказание осталось неизменным, но штрафы выросли и составили от 200 тысяч до 400 тысяч рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от полутора до трех лет.

Основания для возбуждения уголовного дела

Законодательная инициатива предусматривает увеличение размера ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики. Также повышается порог ущерба, при котором преступление считается совершенным в крупном или особо крупном размере.

Например, при злоупотреблениях с ценными бумагами (статьи 185, 185.1, 185.2, 185.3, 185.4 УК РФ) крупным ущербом и доходом в крупном размере предлагается считать ущерб (доход) в сумме более 1,5 миллиона рублей, а в особо крупном размере - более 3,75 миллиона рублей. В настоящее время крупным ущербом по данным статьям признается ущерб в размере от 1 миллиона рублей, особо крупным - от 2,5 миллиона рублей.

Также законопроект предлагает повысить порог ущерба для возбуждения уголовного дела по статье 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" УК РФ. "Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма не уплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает 2 миллиона рублей, а в особо крупном размере - 6 миллионов рублей", - говорится в законопроекте.

Помимо этого, увеличена (с 1,8 миллиона до 2,7 миллиона рублей) пороговая сумма неуплаченных налогов и сборов, которая дает основание для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях.

Услуги нотариуса

Проектом поправок предлагается также внести в Уголовно- процессуальный кодекс норму, которая позволяет подозреваемым и обвиняемым с момента избрания меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста пользоваться услугами нотариуса. Это необходимо для "удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого в сфере предпринимательской деятельности". При этом запрещается совершение нотариальных действий в отношении имущества, денежных средств и иных ценностей, на которые может быть наложен арест, оговаривается в документе.

Как сообщил ранее глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, законопроект был подготовлен с учетом мнения предпринимательского сообщества. В разработке проекта закона, по его словам, приняли участие представители Торгово-промышленной палаты, "Деловой России", "Опоры России", а также правоохранительных органов.