19 октября 2016, 17:29,
обновлено 19 октября 2016, 20:10

МЭР выступает против увеличения акциза на крепкий алкоголь в 2017 г.

Василий Александров/ ТАСС
По словам замглавы ведомства Олега Фомичева, сохранение акциза на прежнем уровне или его снижение позволит увеличить собираемость в бюджет доходов от акцизов

МОСКВА, 19 октября. /Корр. ТАСС Елена Рожкова/. Минэкономразвития РФ выступает с предложением в следующем году сохранить акциз на крепкий алкоголь на уровне 2016 г. (500 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре - прим. ред.). Об этом заявил журналистам замглавы ведомства Олег Фомичев.

Ранее газета "Ведомости" сообщила, что Минфин России внес на рассмотрение правительства законопроект, предлагающий поправки в Налоговый кодекс РФ, согласно которым акциз на крепкий алкоголь с содержанием этилового спирта свыше 9% может вырасти в 2017 г. с 500 до 523 руб. на 1 л безводного спирта. В Налоговом Кодексе РФ данное повышение акцизов на 2017 год уже было предусмотрено, но в соответствии с бюджетным законодательством РФ проект федерального бюджета составляется и утверждается сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, сейчас осуществляется подготовка проектов бюджетов на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг. В связи с этим Минфин России подготовил проект федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части реализации основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018-2019 гг.)".

"С учетом того, что проект закона Минфином все равно подготовлен, а внесение изменений в Налоговый кодекс касается части ставок на акцизы, мы выходим с предложением все-таки в этот "поправочный" законопроект внести поправки с тем, чтобы как минимум сохранить акциз на будущий год на уровне этого года, а еще лучше - до 400 руб. снизить", - сказал Фомичев.

Пополнить бюджет и снизить нелегальный алкоголь

По словам Фомичева, сохранение акциза на прежнем уровне или его снижение позволит увеличить собираемость в бюджет доходов от акцизов, что, в свою очередь, для бюджета будет даже лучше, чем повышение акциза. Кроме того, сохранение на прежнем уровне или снижение акциза позволит улучшить ситуацию с оборотом нелегального алкоголя.

"Это сильно улучшит нам ситуацию на алкогольном рынке с точки зрения рынка нелегального алкоголя и воздействия на здоровье граждан всяких суррогатов и так далее", - подчеркнул Фомичев.

По словам представителя Минэкономразвития, официальных статистических данных об объемах роста оборота нелегального рынка алкогольной продукции в ведомстве нет. "При этом, учитывая, что за период с 2012 г. по 2015 г. объемы реализации крепкой алкогольной продукции сократились на 30% при неизменном уровне объема потребления, можно предположить, что данный сегмент рынка перешел в ненаблюдаемый сектор экономики", - сказал собеседник агентства.

По мнению Минэкономразвития, стабилизировать ситуацию на алкогольном рынке возможно с помощью проведения сбалансированной акцизной политики и снятия избыточного регулирования с одновременным усилением ответственности за незаконный оборот алкоголя.

От "производящих" к "потребляющим"

Кроме того, Минэкономразвития в целом поддерживает распределение доходов от акцизов на крепкий алкоголь (с содержанием спирта свыше 9 градусов и за исключением пива, вин и шампанского) между "производящими" и "потребляющими" регионами.

В настоящее время в федеральный центр поступает 60% доходов от акцизов на алкоголь и 40% уходит в регионы. Минфин заложил в проекте бюджета на 2017-2019 годы норму, что в 2017 году 20% доходов от акцизов на крепкий алкоголь от общей региональной доли будут распределяться между "производящими" и "потребляющими" регионами РФ. Сейчас доля регионов распределяется между ними в зависимости от объемов производства и вне зависимости от объемов продаж.

По словам представителя Минэкономразвития, ведомство предлагает увеличить долю распределения в пользу "потребляющих" регионов до 40%, но с учетом анализа последствий влияния такого подхода на сбалансированность региональных бюджетов, а также с учетом установления 3-летнего переходного периода для поиска источников компенсации выпадающих доходов бюджетов.

Ранее замминистра финансов РФ Илья Трунин пояснил, что перераспределение акцизов в зависимости от объемов продаж будет зависеть от данных ЕГАИС.

Введение ЕГАИС для всей алкогольной продукции в оптовом звене началось с 1 ноября 2015 года. А в отношении розничной продажи алкогольной продукции в городских поселениях фиксация в ЕГАИС стала обязательной с 1 июля 2016 года, в сельских поселениях она станет обязательной с 1 июля 2017 года.

ЕГАИС введена в РФ в 2006 году для учета производства этилового спирта и алкогольной продукции. На этапе внедрения системы рынок столкнулся с серьезными трудностями, переросшими в коллапс - в июле 2006 года систему даже пришлось переводить в "ручной" режим работы: сопроводительная документация к каждой партии отправлялась не через программу, а на бумажном носителе. В 2009 году система была передана в Росалкогольрегулирование, а спустя некоторое время появилась более продвинутая версия программы, чья работа уже сбоев не давала

 

  

Теги:
Россия