МОСКВА, 8 ноября. /ТАСС/. Минэкономразвития (МЭР) РФ предлагает создать интернет-площадку - "единую среду экспортера", которая будет агрегировать существующие меры для помощи малому и среднему бизнесу (МСБ) при выходе на зарубежные рынки. Об этом сообщил на Международном экспортном форуме "Сделано в России" заместитель директора департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ Кирилл Емельянов.
"Мы хотим создать простой и понятный канал с наименьшими затратами для МСБ по поставке товаров за рубеж", - сказал он.
Согласно информации, представленной на презентации, предполагается создание "единой среды экспортера".
"Мы придумали такую схему, где государство должно выполнять свои функции, а бизнес - свои. У нас на данный момент создана довольно большая инфраструктура поддержки МСБ, и также создана инфраструктура поддержки экспорта", - пояснил Емельянов, добавив, что предложенная система объединяет существующие инструменты поддержки.
Потенциал для экспорта и препятствия
По словам представителя МЭР, для крупных компаний проблем с экспортом в целом нет. "Вместе с тем малый и средний бизнес очень слабо объят экспортом: меньше трети процента от общего количества МСП в России осуществляют экспорт, они дают до 6% несырьевого экспорта", - пояснил Емельяненко. Ведомство видит в этом сегменте "большой потенциал роста - минимум в 10 раз".
В то же время небольшие компании сталкиваются с необходимостью осуществления большого количества процедур для экспорта, что является, по мнению МЭР, одной из главных проблем. "Кроме того, за рубежом востребован достаточно ограниченный ассортимент (российских товаров), плюс незнание рынков, плюс достаточно сложный процесс перевода документов и сертификация в конкретной стране", - добавил Емельянов.
Структура "единой среды экспортера"
Согласно представленной системе "единой среды экспортера", функции государства заключаются в поддержке и координации бизнеса. Предполагается, что правительство РФ занимается вопросом установления требований к электронному кабинету "единой среды экспортера", включая набор базовых сервисов, технические требования к информационным системам и т.д.
С другой стороны, инфраструктура поддержки МСП и экспорта (куда входят, в том числе, Российский экспортный центр, корпорация МСП, региональные центры поддержки экспорта и развития МСП, бизнес-инкубаторы) должна будет оказывать бизнесу информационную поддержку, консультировать по экспортным процедурам, помогать в части стандартизации и сертификации продукции, а также при исследовании зарубежных рынков. Также они должны будут заниматься вопросами кредитования и страховой поддержки компаний-экспортеров, предоставлением госгарантий, помогать при подготовке экспортного контракта и интеграции с зарубежными площадками.
"У нас страна большая, и инфраструктура рассредоточена по регионам. Каждый представитель инфраструктуры в регионах собирает малый бизнес, который хочет поставлять товары на экспорт и помогает ему", - пояснил Емельянов. Он подчеркнул, что в данной ситуации каждая организация занимается своим делом.
После этого "подготовленный экспортер направляется в одно окно, по сути, электронный кабинет", рассказал он. По мнению Минэкономразвития, этот электронный кабинет должны создавать частные компании. "Основная задача электронной площадки с электронным кабинетом - аккумулировать и предоставить МСБ ряд сервисов, которые позволят ему поставлять свою продукцию на экспорт", - рассказал Емельянов, отметив, что на площадке будут собраны платежные, логистические, таможенные, маркетинговые и иные сервисы, обеспечивающие экспорт. Еще одна важная функция площадки - обеспечение интеграции российских небольших компаний с крупными иностранными интернет-площадками.
"Что касается возможного расширения ассортимента продукции на экспорт - мы работу по этому направлению ведем, у нас на очереди продукты, алкоголь и табак", - отметил Емельянов.
Также Минэкономразвития считает необходимым создание института внесудебного урегулирования споров в сфере электронной торговли.