МОСКВА, 21 ноября. /ТАСС/. России стоит "перенять" концепцию регулирования big data ("больших данных"), принятую в Европейском союзе. Такое мнение высказал в интервью ТАСС директор Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергей Плуготаренко.
Весной этого года в Европе была принята "кардинально новая резолюция об обороте и охране персональных данных (General Data Protection Regulation – GDPR)", рассказал Плуготаренко. Эта концепция признает важную роль хранения персональных данных граждан и обеспечения безопасности в данном вопросе. В то же время, она предоставляет определенные послабления для компаний, которые являются операторами персональных данных, по вопросам обработки, хранения и анализа таких данных, а также определяет наличие необходимости получать у пользователей разрешение на использование их данных (в том числе в обезличенной форме) в определенные моменты и в определенной форме, пояснил директор РАЭК.
"Сегодня России стоит присмотреться к этой концепции (регулирования big data, которая принята в Европе - прим. ред.), и в значительной степени ее перенять, и это возможно", - сказал он.
Принятие новой концепции регулирования big data в Европе было обусловлено тем, что "на самом высоком уровне было признано значение новой "цифровой экономики", драйвером которой являются "большие данные" и машинный интеллект", пояснил глава РАЭК.
По мнению Плуготаренко, Россия могла бы адаптировать европейский подход к регулированию "больших данных", например, к таким реалиям, как санкции и борьба с терроризмом (речь о резонансном антитеррористическом "пакете Яровой"). При этом основу подхода (аспекты в бизнес-плоскости и в части баланса интересов пользователей и компаний) можно было бы перенять. "Это помогло бы нам стать достаточно инновационными в том, чтобы дать мощный стимул развитию института "больших данных", их обработки и связанных с этим направлений бизнеса", - уверен директор РАЭК.
Неопределенность регулирования big data в РФ
Необходимость регулирования big data в России уже существует: об этом говорили и глава Роскомнадзора Александр Жаров, и главы подгрупп при рабочей группе помощника президента РФ Игоря Щеголева. Сам Щеголев заявлял, что основные подходы к регулированию "больших данных" могут быть сформированы до конца года. При этом он уточнял, что под действие регулирования big data попадут не только интернет-компании, а все, кто использует такие данные.
При этом пока непонятно, как именно следует регулировать такие данные. Единого мнения нет даже в самой формулировке: кто-то называет подобные данные "большими", а кто-то - "пользовательскими". Над определением "больших данных" еще летом этого года начала работу подгруппа "Интернет + Общество" во главе с гендиректором InfoWatch Натальей Касперской.
Летом Касперская отмечала, что Минкомсвязь РФ предлагало считать все собираемые данные персональными и подвести их регулирование под 152 федеральный закон. Однако другие участники рабочей подгруппы были не согласны. Роскомнадзор, по ее словам, настаивал, что персональные данные должны регулироваться в более широком смысле, но не все "большие данные" под это подпадают. Минэкономразвития РФ также выступало против расширения применения закона.
Замминистра связи и массовых коммуникаций РФ Алексей Соколов заявлял о том, что можно выделить три типа данных для дальнейшего рассмотрения: собственно персональные данные, обезличенные персональные данные и данные "интернета вещей" (получаемые от устройств как в личном, так и в промышленном масштабе). По его словам, перечень персональных данных под действием закона нуждается в корректировке, а для обезличенных персональных данных нужен свой правовой режим.