30 марта 2017, 10:32,
обновлено 30 марта 2017, 10:56
Арктика

РФ предлагает Китаю вложиться в строительство железных дорог до Севморпути

Дмитрий Рогозин отметил, что КНР по этому маршруту сможет направлять свои товары в Европу

МАЛЫЕ КАРЕЛЫ /Архангельская область/, 30 марта. /ТАСС/. Россия предлагает Китаю вложить средства в строительство железнодорожных веток до портов Северного морского пути, чтобы затем по этому маршруту направлять произведенные в КНР товары в Европу. Об этом сообщил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин на Международном молодежном арктическом образовательном форуме "Арктика. Сделано в России" в деревне Малые Карелы Архангельской области.

Он отметил, что Китай производит огромное количество товаров, которые предназначены для отправки в Европу. "Мы им предлагаем: давайте, пожалуйста, можно нашим Северным морским путем отправлять ваши китайские товары, но для того, чтобы заработал этот маршрут, вы можете на условии концессии, на других экономических условиях вложиться в реализацию двух проектов - либо "Белкомура", либо железнодорожной магистрали, которая свяжет промышленный Урал с северными морскими портами", - сказал вице-премьер РФ.

"Я думаю, у нас получится, потому что в принципе вчера уже (на заседании межправкомиссии РФ и КНР - прим. ТАСС) наши китайские коллеги высказали свои замечания, вопросы, и эти вопросы уже носят не абстрактный, а конкретный технический характер, который требует ответов. То есть мы уже вошли с ними в совместную работу и это позволит нам, я думаю, реализовать эти планы", - заключил зампред правительства РФ.

Севморпуть: "из варяг в греки"

В целом Рогозин сравнил Северный морской путь по своим возможностям с историческим путем "из варяг в греки", однако подчеркнул, что этот маршрут сопряжен с целым рядом трудностей, одно из которых - тяжелое ледовое покрытие. "Для того, чтобы заработал СМП нужны современные атомные ледоколы для ледовой проводки и дизель-электрические - для того, чтобы обеспечить работу портов", - сказал вице- премьер. Кроме того, продолжил он, необходимо обустроить современные порты, обеспечить надежную навигацию, ледовую разведку, связь и систему спасения на Севморпути. Однако это все понадобится, только если Северный морской путь будет обеспечен грузопотоком, подчеркнул зампред кабмина.

По его словам, РФ рассчитывает на транзит по СМП иностранных товаров, вывоз углеводородов с арктических месторождений, и, наконец, на вывоз собственной продукции, которая производится на промышленном Урале и в Сибири. Однако, подчеркнул Рогозин, по последнему пункту "пока конь не валялся", так как железная дорога, идущая от Урала, не достроена. Решить эту проблему как раз призваны проекты "Белкомур" (Белое море - Коми - Урал) и Северный широтный ход - проектируемая магистраль, которая пойдет к Обской губе.

"Без решения этого вопроса разговоры о Северном морском пути - это чистая абстракция, теория. Никогда он не заработает, если не будет загружен большим количеством товаров, продукции, которая реально произведена внутри собственной страны. Нельзя быть иждивенцем и считать, что мы можем выжить за счет транзита чужих грузов - у нас своих грузов много, но они сегодня не конкурентны, потому что пока мы их по железной дороге через Юг страны повезем куда то на Запад, там тарифы накрутят такую цену, что это бессмысленно и неконкурентоспособно", - пояснил Рогозин.

Поэтому, заключил он, и необходимо обустройство инфраструктуры для отправки грузов по кратчайшему маршруту, которым является Северный морской путь.