Система "Платон": первые результаты и ключевая статистика

Юрий Смитюк/ ТАСС

Как взимание платы с большегрузов повлияло на состояние российских дорог и изменило ли это цены на продукты

"Платон" (от "плата" и "тонна") — система взимания платы с большегрузов за проезд по всем российским дорогам федерального значения (50 774 км). Ее цель — компенсировать ущерб, который наносят трассам грузовые автомобили массой свыше 12 тонн .

По данным на апрель 2017 года, к системе подключены 281,61 тыс. компаний и 815,47 тыс. грузовиков. Установленные на них бортовые устройства, отслеживающие маршрут каждого конкретного большегруза, помогают отделять честных грузоперевозчиков от представителей "серого" сектора.

Тариф "Платона" с момента запуска системы 15 ноября 2015 года составлял 1,53 руб./км. При этом с 15 апреля планировалась отмена льготного тарифа — плата за километр должна была составить 3,06 руб. В конце марта  премьер-министр Дмитрий Медведев подписал постановление о сохранении льготного размера платы для грузоперевозчиков за использование федеральных дорог на уровне 1,9 руб./км.

Как показывает статистика, введение системы действительно положительно сказалось на состоянии российских дорог.  Благодаря "Платону" в 2016 году на их ремонт было направлено свыше 10 млрд рублей.

Более того: вопреки опасениям скептиков, цены на продукты изменились настолько незначительно, что вряд ли это было замечено покупателями. Например, стоимость на молоко и томаты увеличилась лишь на 12 и 16 копеек, соответственно.