ТАСС, 24 ноября. Большой урожай зерновых в российских регионах привел к снижению закупочных цен на зерно, выросли тарифы на железнодорожные перевозки, увеличилась и нагрузка на подвижные составы. Представители региональных властей и эксперты считают, что выход на новые рынки сбыта поможет сохранить прибыль для российских производителей.
В 2016 году урожай зерновых в России составил около 120 млн тонн, в 2017-м, по предварительным оценкам Минсельхоза РФ, он может составить порядка 130 млн тонн – это рекордный показатель. Ранее министр сельского хозяйства РФ Александр Ткачев заявлял, что Россия теснит США на рынках сбыта зерна. По прогнозам, в 2017-2018 сельскохозяйственном году РФ может экспортировать до 45 млн тонн зерна (в прошлом периоде экспорт составил рекордные 35,5 млн тонн – прим. ТАСС).
Как рассказал ТАСС президент Российского зернового союза (РЗС) Аркадий Злочевский, рекордный урожай зерновых привел к снижению закупочных цен на 30% в среднем по России. "Резко снизилась цена на зерно, <…> примерно на 30% в среднем по России, сейчас они ниже, чем пять лет назад. <…> Правило такое: чем дальше от порта, тем сильнее падение цены, чем ближе к порту, тем оно меньше. Сильнее всего пострадали Сибирь, Урал, Поволжье", — сказал Злочевский.
Большой урожай – плохо или хорошо?
На Ставрополье, которая считается одной из житниц России, цены на пшеницу в этом году уже на 10% ниже прошлогоднего уровня. "Негативная тенденция обусловлена увеличением тарифов на железнодорожные перевозки, где общий объем роста тарифов с 1 июля вырос на 16%", — отмечают в пресс-службе краевого министерства.
Снижение цен ощутили и аграрии другой житницы России – Ростовской области, где закупочные цены на пшеницу в среднем на 8% ниже прошлогодних. На Кубани, которая также находится в тройке лидеров в стране по объему зерновых, отмечают, что падение цен может лишить прибыли хозяйства с низкой урожайностью.
"Цены на зерно сегодня опустились, в целом рубля на 2-3. Это не критично для тех, у кого высокая урожайность – у них есть запас прочности, у них больше маржа. Это критично для тех, у кого урожайность низкая, возможно, и прибыли совсем не будет", — считает председатель Кубанской ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов (АККОР) Виктор Сергеев.
Некоторые аграрии в 2017 году понесли двойные потери — на фоне снижения цены и природных катаклизмов. Такая ситуация, в частности, сложилась в Минераловодском городском округе Ставрополья, который пострадал от майского паводка – наводнение уничтожило почти 4,5 тыс. га посевов, после в регионе установилась засуха, уцелевший урожай не принес большой прибыли из-за низких цен, потери предварительно оценивают почти в 1 млрд рублей.
Производителям в данной ситуации не поможет стратегия сохранения зерна до повышения цен, считают в РЗС. "Главный ценообразующий фактор – соотношение запасов к потреблению, сейчас усугублять запасы бессмысленно. Рекомендуемое соотношение для нормального ценообразования – 17%, то есть 12-13 млн тонн. А на текущий момент – 22 млн тонн, почти в два раза выше рекомендации", — отметил Злочевский.
Хранение и транспортировка
В условиях большого урожая важными вопросами становятся проблемы логистики и хранения полученного зерна. С элеваторами и хранилищами, по данным региональных минсельхозов, проблем в регионах нет – их хватает, чтобы сохранить полученное зерно. Сложнее обстоят дела с перевозкой, поскольку нагрузка на транспортную инфраструктуру выросла.
К примеру, в 2016 году единственный незамерзающий и глубоководный порт России на Каспии – махачкалинский морской торговый порт – принял рекордные 330 тыс. тонн зерна. В общей сложности в 2017 году объем отгрузки планируют сохранить на уровне прошлого года, однако уже за первые девять месяцев порт принял на 30% больше зерна. В ноябре зерновой терминал порта работает круглосуточно, отгрузки в основном идут в Иран.
"Это (высокий урожай – прим. ТАСС) спровоцировало рост пиковых нагрузок в портах Краснодарского края на 40%, являющихся основными пунктами отправки зерна за рубеж. Данная ситуация усложняется увеличением объемов поставок из центральных регионов России, нехваткой железнодорожных составов и длительными сроками их предоставления под погрузку ‒ в этом сезоне в среднем время подачи вагонов растянулось с привычных десяти дней до одного месяца", — приводят данные в минсельхозе Ставрополья.
В Ростовской области ситуацию облегчила многоступенчатая система логистики - хлебоприемные предприятия по возможности максимально приближены к производящим районам, чтобы избежать дальних перевозок зерна с полей сельхозтоваропроизводителей. "Стоит отметить, что многие экспортные отгрузки зерна осуществляются сельскохозяйственными товаропроизводителями автомобильным транспортом в порт на суда напрямую без перевалки на элеватор", — пояснили в региональном министерстве.
Осенью для стимулирования экспорта РЖД установили понижающий коэффициент к тарифам на экспортные перевозки зерна для ряда регионов РФ, находящихся вдалеке от портов, через которые идет львиная доля экспорта.
Выход на внешние рынки
Один из путей выхода из сложившейся ситуации – расширение экспорта. Ставропольский край видит экспортную перспективу в строительстве зернового терминала на границе Азербайджана и Ирана, который появится на территории свободной экономической зоны "Астара" (Иран), что позволит увеличить экспорт зерна в Иран с последующей отправкой в Саудовскую Аравию, Дубай и Египет.
"Для нас важно развивать Азербайджанское направление, там есть потенциал на 1 млн тонн, что будет очень хорошо для экономики аграрной отрасли края", — отметил также министр сельского хозяйства края Владимир Ситников.
В наращивании экспортного потенциала заинтересованы не только российские производители зерна, но и многие иностранные государства. Например, ранее глава мексиканского МИД Луис Видегарай Касо в интервью ТАСС по итогам своего визита в РФ сообщил, что Мексика готова наращивать закупки российского зерна. Заинтересованность в российской сельхозпродукции также выразили послы из стран Ближнего Востока и Африки во время посещения Ингушетии в ноябре 2017 года.
По словам руководителя РЗС, при расширении экспорта низкая закупочная цена в РФ не сильно поможет производителям, но за счет высоких цен на мировом рынке позитивно скажется в целом на отрасли.
"(Цена) порядка $191 за тонну <...> против $167 в прошлом году. Производитель от этого не получает, а остальной цепочке прибыль идет: подорожали топливо, удобрения, логистика. Цена регулируется мировым рынком, в мире индекс объема запасов к потреблению снижается", — заключил он.