13 декабря 2017, 20:37
Арктика

Эксперт: грузопоток по Севморпути после 2030 года может вырасти до 105 млн тонн

Лев Федосеев/ ТАСС
Вице-президент ОСК по гражданскому судостроению Евгений Загородний отметил, что совокупная мощность северных портов страны к 2028 году составит более 117 млн тонн в год

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 13 декабря. /ТАСС/. Грузопоток по Северному морскому пути в ближайшие десять лет продолжит расти и после 2030 года может приблизиться к совокупной мощности северных портов страны. Такой прогноз в ходе своего доклада на международной конференции "Материалы и технологии для Арктики" озвучил вице-президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) по гражданскому судостроению Евгений Загородний.

"Согласно базовому сценарию до 2030 года грузопоток по Севморпути может составить до 70 млн тонн, в дальнейшем, по оценкам ряда научных центров, показатель может вырасти до 104-105 млн тонн. При этом совокупные мощности терминалов морских портов Сабетта, Чайка и других к 2028 году составит более 117 млн тонн в год", - сказал он.

Усилить ледокольный флот

Как отметил представитель ОСК, для бесперебойной работы Северного морского пути требуется усиление ледокольного флота России. Такое же мнение выразил в докладе заместитель директора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Константин Анциферов.

"Особенно остро стоит проблема роста потенциала ледокольного флота. Согласно стратегии развития судостроительных отрасли в перспективе до 2035 года должна быть построена серия атомных ледоколов серии 22220. Головной ледокол проекта "Арктика", войдет в состав флота в 2019 году, следующий - "Сибирь" в 2020, и, соответственно, "Урал" - в 2021 году. Они должны решить задачу круглогодичной навигации западной части арктического бассейна", - сказал Анциферов.

Он отметил, что для успешного освоения Арктики необходимо бороться с зависимостью российских компаний от поставок техники зарубежного производства. Прежде всего речь идет о транспортных судах для перевозки сжиженного природного газа.

"Крупной проблемой в развитии транспортной инфраструктуры является зависимость от зарубежных производителей танкеров для транспортировки сжиженного природного газа. В ближайшей перспективе необходим в этой области технологический прорыв", - уточнил Анциферов.

Новые материалы для Арктики

Строительство новых судов для использования в Арктике требует, по словам экспертов, работы ученых-материаловедов над новыми сверхпрочными и морозостойкими материалами. А также ставит задачу перед металлургическими предприятиями по промышленному внедрению инноваций.

"Выполнение поставленных перед судостроением России задач обеспечивает также загрузку металлургических заводов, поставку судостроительной стали в объемах до 200 тыс. тонн в год, при этом должна резко вырасти долевая часть поставок наиболее хладостойких сталей, отвечающих особым требованиям российского морского арктического судоходства. При этом также возрастает доля сварочных материалов повышенной хладостойкости", - отметил Анциферов.

Новые особо стойкие материалы нужны не только для отечественного северного судостроения, но также для других отраслей северной экономики. Так, возрастает потребность в новых сплавах для строительства трубопроводов. Гендиректор ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей" (входит в Курчатовский институт) Алексей Орыщенко представил на конференции уникальные сплавы, которые были разработаны в институте и уже находят применение.

"Мы можем трубы любого диаметра изготавливать из этой стали. Увеличился ресурс [использования трубопровода]. Те газопроводы и нефтепроводы, которые изготовлены из старых материалов [работают] пять-шесть лет. Мы сегодня заложили ресурс этих сталей до 25 и с увеличением до 50 лет, мы получаем самую большую надежность в мире", - отметил он, говоря о новых видах стали.

Топливо для Арктики

В то же время эксперты отмечают, что с развитием Северного морского пути может серьезно измениться номенклатура перевозимых грузов. Сейчас основную часть грузов по Севморпути составляет северный завоз, который обеспечивает жителей Арктики топливом и продуктами.

Президент Национального исследовательского центра (НИЦ) "Курчатовский институт" Михаил Ковальчук отметил, что исследования в области атомной энергетики и генерирования биотоплива позволят в ближайшие десятилетия сократить зависимость Северных регионов от завоза топлива в преддверии зимнего периода.

"[Существуют] новые технологии получения биотоплива из водорослей. Вы можете выращивать [в северных регионах] водоросли и перерабатывать их в биодизель, фактически это может привести к тому что, мы можем прекратить Северные завоз [топлива]", - сказал Ковальчук.

По его словам, технология производства биодизеля из водорослей активно развивается сотрудниками института, специализирующимися на вопросах биоэнергетики. На вопрос о том, когда данная технология может уменьшить зависимость арктических регионов от завоза топлива или хотя бы сократить объем поставок, Ковальчук ответил, что это процесс ближайшего десятилетия.

Международная конференция "Материалы и технологии для Арктики" проходит в Константиновском дворце Петербурга с 13 по 14 декабря 2017 года. В ней принимают участие ведущие специалисты в области материаловедения, судостроения и энергетики.