14 декабря 2017, 18:04

Минфин не оказался от идеи обнулить экспортную пошлину на нефть в 2019 году

В ведомстве также выступили против предложений Минприроды по увеличению коэффициента вычетов на геологоразведку для рисковых проектов - с 1,5 до 3,5

МОСКВА, 14 декабря. /ТАСС/. Министерство финансов выступает за обнуление экспортной пошлины на нефть в 2019 году. Минфин считает, что это будет выгодно и нефтяным компаниям, и государству. Об этом журналистам сообщил заместитель министра финансов Илья Трунин.

"Если мы будем отказываться от экспортной пошлины на нефть, а с нашей позиции это надо делать в любом случае, причем чем быстрее, тем лучше, - сказал он. - Мы говорим, что это можно делать в 2019 году, но надо начинать в начале 2018 года. Есть риски, что этим не будут вплотную заниматься. Но в 2019 году уже можно провести. Это во- первых. Во-вторых, нам кажется, что это надо делать в один этап. Это лучше и для производителей, и для государства", - сказал он.

Ранее глава Минэнерго РФ Александр Новак говорил, что ожидает обнуления экспортной пошлины на нефть к 2025 году. Новак добавил, что экспортная пошлина должна начать снижаться не раньше окончания реконструкции, модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), то есть не ранее 2021 года. Процесс же этот будет завершен к 2025 году, уверен глава Минэнерго.

Налоговый маневр в нефтегазовой отрасли, действующий с 1 января 2015 года, предусматривает снижение экспортных пошлин на нефть до 30% в 2017 году с нынешних 42%, с параллельным ростом ставки НДПИ на нефть до 919 руб. за тонну в 2017 году с 857 руб. за тонну в 2016 году.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Основная среднесрочная цель реформы - снижение ставок экспортной пошлины на нефть, их постепенное выравнивание со ставками экспортной пошлины на темные и, в некоторой степени, светлые нефтепродукты, а также повышение ставок налога на добычу полезных ископаемых. Реализация именно этого вектора реформы в законах, принятых в 2013-2014 годах, получила название налогового маневра.

Цель маневра - дать возможность адаптироваться к резкому падению мировых цен на нефть как производителям нефти, так и бюджету, не создавая дополнительных проблем для внутреннего рынка нефтепродуктов.

Привязка обратного акциза к обнулению экспортной пошлины

Министерство финансов выступает за привязку введения отрицательного акциза (т.н. обратный акциз) на нефтепродукты для поддержки нефтеперерабатывающих заводов к обнулению экспортной пошлины на нефть и завершению налогового маневра, отметил Трунин. Ранее сообщалось, что Минфин и Минэнерго должны до 15 января 2018 года представить в правительство предложения по стимулированию модернизации НПЗ.

Обратный акциз предлагается правительством РФ в качестве стимула для НПЗ, инвестирующих в модернизацию. Этот механизм фактически представляет собой компенсацию уплаченного акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации НПЗ увеличивает выход светлых нефтепродуктов (бензин, керосин, дизельное топливо).

"В Минэнерго обратился ряд компаний, которые хотели стимулирования нефтепереработки за счет компенсации акциза на нефтепродукты. Но мы отметили, что со своей стороны не готовы компенсировать, поскольку у этого налога совершенно другие задачи. А вот комплексное решение (нас устроит), которое позволит сократить неэффективную переработку и получить дополнительный доход, с другой стороны, направить эти средства на поддержку эффективных НПЗ", - сказал чиновник.

Трунин отметил также, что Минфин выступает за введение дифференцированного акциза, ставка возмещения которого будет определяться в зависимости от условий, местонахождения НПЗ и от возможной его технической оснащенности. "Не говорю, что это финальная конструкция, но это возможный вариант", - уточнил он.

Чиновник указал, что ввести эту систему можно уже к началу 2019 года, но подчеркнул, что это надо делать вместе с отменой экспортной пошлины на нефть. "Мы тогда получим дополнительные доходы, которые можем потратить на стимулирования переработки. Сейчас нефтепереработка у нас не находится в какой-то критическом состоянии, требующем каких-то дополнительных мер стимулирования. Мы предложили решать проблему в целом", - сказал он.

В свою очередь замминистра энергетики РФ Кирилл Молодцов отметил в беседе с журналистами, комментируя слова Трунина, что Минэнерго планирует скоро выработать свою позицию по данному вопросу.

"Пусть покажут, как это будет работать и как это будет выглядеть. Есть вопрос бюджетного эффекта - нужно его четко просчитать. Мы сейчас этим занимаемся. Поручение до 15 января. Будет ли интересно - зависит от позиции двух федеральных ведомств - Минэнерго и Минфина. Свою позицию формируем", - сказал он.

Коэффициент вычетов на ГРР для рисковых проектов

Министерство финансов выступило против предложений Минприроды по увеличению коэффициента вычетов на геологоразведку для рисковых проектов - с 1,5 до 3,5. 

"Не поддерживаем", - сказал Трунин.

Ранее министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской говорил, что надеется урегулировать все спорные вопросы с Минфином РФ до конца года. Минприроды предлагает повысить коэффициенты к вычетам затрат на геологоразведку из налога на прибыль до 3,5 по рисковым шельфовым проектам и 2,5 по проектам на суше.

В декабре 2016 года Госдума утвердила коэффициент 1,5 на вычеты по ГРР на все виды работ.

Предполагалось, что весной этого года правительство вернется к рассмотрению вопроса о возможности внесения поправок в Налоговый кодекс, предполагающих льготы по налогу на прибыль для предприятий, занимающихся геологоразведкой твердых углеводородов. О необходимости поддержки геологоразведки Донской также сообщал на встрече с президентом России Владимиром Путиным.