16 апреля 2018, 08:32,
обновлено 16 апреля 2018, 10:09

ЦБ обсуждает ограничения валютного кредитования экспортеров

Первый зампред Банка России Ксения Юдаева отметила, что накопление валютного долга создает дополнительные риски

МОСКВА, 16 апреля. /ТАСС/. Банк России обсуждает введение дополнительных ограничений на кредитование в валюте, поскольку накопление валютного долга создает в текущих условиях дополнительные риски, заявила первый зампред ЦБ РФ Ксения Юдаева на банковском форуме "Казначейство-2018".

США ввели 6 апреля новые санкции против РФ, спровоцировав "черные дни" на российском фондовом и валютном рынках. Рубль опускался ниже 65 рублей за доллар и 80 рублей за евро, но к концу прошлой недели отыграл часть потерь.

"В этих условиях нам очень важно предотвратить новую волну накопления валютных рисков в системе, поэтому мы сейчас обдумываем целесообразность введения дополнительных мер по ограничению валютного кредитования", - сказала Юдаева.

С марта "темпы валютизации" в РФ начали расти, сказала Юдаева, связав это отчасти с крупными сделками на рынке. Одновременно внешняя задолженность нефтегазового сектора сегодня в 2,7 раза превышает суверенный долг и имеет тенденцию к росту.

При этом портфель валютных кредитов строительным и девелоперским компаниям снизился почти на 20% за последние 15 месяцев, сказала Юдаева. Это объясняется в том числе повышением банком России коэффициентов риска на такие кредиты заемщикам, не имеющим экспортной валютной выручки, сообщила Юдаева. Коэффициент был повышен весной 2016 года.

Конкретные меры

Дополнительной мерой по ограничению валютного кредитования может стать повышение коэффициентов риска на такие кредиты экспортерам, сейчас такая возможность обсуждается, пояснила журналистам директор департамента финансовой стабильности ЦБ Елизавета Данилова.

"Мы видим, что активно растет кредитование в иностранной валюте и у экспортеров. Мы рассматриваем различные возможности, в том числе введение повышенных коэффициентов риска по экспортерам. Потому что риски может нести валютное кредитование и для экспортеров, прежде всего - на макроуровне, они могут усиливать волатильность на валютном рынке", - сказала она. "Каких-то запретительных мер не будет", - заверила Данилова.

Она напомнила, что наиболее рискованными считаются валютные ипотечные кредиты, по ним коэффициент риска установлен на уровне 300%. По кредитам нефинансовым компаниям коэффициент составляет 110% и 130% по недвижимости.

Риски валютного кредитования

Россия находится в числе стран с повышенным соотношением валютного долга корпоративного сектора к ВВП по отношению к другим странам, в том числе к странам с развивающимися рынками, сообщила Юдаева.

"У нас этот показатель составляет 22% ВВП", - сказала она.

Накопление валютного долга - источник потенциальных рисков, указала Юдаева.

"На стабильном рынке компании и банки начинают недооценивать валютные риски, брать слишком большие валютные кредиты, якобы экономя на процентных ставках, не понимая, что разница в ставках по рублевым и валютным кредитам обычно покрывает валютный риск", - отметила она.

Первый зампред ЦБ указала, что в значительной степени реализация рисков в сегментах экономики с высокой долей "плохих" долгов (операции с недвижимым имуществом, оптовая и розничная торговля, не связанная с торговлей топливно-энергетическими ресурсами) связано с необдуманными действиями как заемщиков, так и банков, которые предоставляли заемщикам, не имевшим не связанной с экспортом валютной выручки, в иностранной валюте.