МОСКВА, 22 мая. /ТАСС/. Продажа Сбербанком своей "дочки" - турецкого Denizbank - позволит направить высвободившиеся средства на более перспективные проекты внутри России, считают опрошенные ТАСС эксперты. Кроме того, по их мнению, эта сделка отражает общую тенденцию на вывод российскими компаниями зарубежных активов и перенаправление их в проекты внутри России.
Как стало известно во вторник, Сбербанк и Emirates NBD Bank PJSC (Emirates NBD) заключили обязывающее соглашение о продаже Сбербанком 99,85% Denizbank A.S. банку Emirates NBD, после закрытия сделки Сбербанк перестанет быть акционером Denizbank. В соответствии с соглашением, стоимость продаваемых акций Denizbank составляет 14,609 млрд турецких лир (около $3,25 млрд). Ожидается, что сделка будет закрыта в 2018 году, ее должны одобрить регулирующие органы Турции, России, Объединенных Арабских Эмиратов и других государств, в которых работает Denizbank.
Российский бизнес выгоднее
"Мы считаем, что это крайне положительная сделка для Сбербанка, поскольку она знаменует о том, что банк намного более аккуратно относится к так называемой локации собственного капитала", - сказал ТАСС аналитик "ВТБ Капитала" Михаил Шлемов.
По его словам, прибыльность турецкого бизнеса Сбербанка по итогам прошлого года составила около 15,4%, в то же время доходность российского бизнеса - в районе 25%. "При этом турецкая экономика находится в стадии перегрева. Если вы посмотрите на консенсус-прогнозы международных банков, то эти прогнозы относительно Турции ухудшаются. Кроме того, на Турцию негативно влияет рост доходности в американском долларе", - говорит эксперт.
Старший аналитик компании "Альпари" Роман Ткачук также отмечает, что в последние месяцы наблюдалась высокая волатильность турецкой лиры. "Главный плюс сделки - высвобождение денежных средств из актива, не приносившего должной отдачи. Эти средства будут направлены в более перспективные проекты, вероятно, внутри России", - говорит Ткачук.
Он также обращает внимание на общую тенденцию, касающуюся не только Сбербанка. "Общая тенденция выхода российских компаний из зарубежных активов и концентрация на внутренних проектах сохраняется", - говорит эксперт.
Плюсы для Сбербанка
По оценке Шлемова, Сбербанк выиграл на этой сделке. "Если помните, Сбербанк купил Denizbank в 2012 году. Даже с учетом значительной девальвации российского рубля, которая произошла, лира также девальвировалась, Сбербанку удастся получить прибыль по этой сделке. По нашим оценкам, она должна составить как минимум 80 млрд рублей. Что в целом достаточно неплохая доходность", - сказал эксперт.
Как сообщает пресс-служба Сбербанка, актив будет продан в пересчете на российские рубли по текущему курсу примерно за 200 млрд рублей, а покупался турецкий банк примерно за 120 млрд рублей.
Ткачук более осторожен в оценках, называя новость о сделке "нейтральной" для российского банка. При этом он также говорит о невысокой доходности турецкого актива Сбербанка. "На наш взгляд, эта новость нейтральна для Сбербанка", - сказал он агентству ТАСС.
Создание глобальной экосистемы
Аналитик ГК "Финам" Алексей Коренев отмечает, что высвобожденные средства будут направлены, по всей вероятности, на осуществление планов Сбербанка по созданию национальной экосистемы в России.
"Задуманное Сбербанком создание экосистемы - крайне затратный проект, требующий не только глубокой интеграции между клиентами и контрагентами данного кредитного учреждения, но и существенных финансовых вливаний. Более того, если верить анонсам по проектируемой экосистеме Сбербанка, масштабы должны быть такими, что, скорее всего, одним только сотрудничеством с "Яндексом" и иными отечественными IT-холдингами дело не ограничится. Вероятнее всего, банк будет в той или иной мере налаживать связи с иными компаниями, входящими в так называемую группу GAFAA (Google, Apple, Facebook, Amazon, Alibaba), а также китайскими Tencent и другими, уже имеющими успешный опыт построения собственных экосистем", - говорит Коренев.
По его словам, анализ деятельности уже созданных экосистем из перечисленного списка показывает, что большинство из них основывалось на том или ином ключевом сервисе и обширной клиентской базе: Google - поисковые технологии, Facebook - социальные сети, Airbnb - взаимодействие арендаторов и владельцев недвижимости, Uber - взаимодействие клиентов и водителей. "Своеобразное конкурентное преимущество Сбербанк может получить за счет того, что он планирует использовать в качестве основной базы финансовую сферу, где у него существуют отлаженные сервисы и огромная клиентская база", - говорит эксперт.
"Проект непростой и затратный, хотя в перспективе способен принести существенную прибыль - по оценкам самого Сбербанка к 2025 году на такие экосистемы придется около 30% глобальной выручки и более 40% глобальной прибыли организаций. На этом фоне полученные от продажи Denizbank 3,25 млрд долларов точно не будут лишними для кредитного учреждения, особенно если доходы от текущей деятельности турецкой "дочки" ниже, чем потенциальная отдача от создаваемой экосистемы", - считает Коренев.
Выплаты дивидендов
Шлемов в свою очередь обращает внимание и на грядущие изменения по выплате Сбербанком дивидендов.
"Другая немаловажная вещь - текущая стратегия банка намного больше сфокусирована на развитии внутри страны, в частности, на развитии цифровых сервисов, и, кроме того, на увеличении выплат дивидендов. И сделка по продаже Denizbank высвобождает как минимум 100 базисных пунктов, то есть один процентный пункт капитала для Сбербанка, что приведет к более быстрому повышению дивидендных выплат, чем это было заложено изначально в стратегии. В частности, мы считаем, что уже по итогам 2018 года банк выплатит своим акционерам половину чистой прибыли, хотя изначально этот план был на 2019 год. Поэтому с точки зрения акционеров мы думаем, что это очень хорошая сделка", - заключил Шмелев.