КЛЮЧЕВЫЕ ВЫВОДЫ
В экономике знаний главная роль принадлежит человеку, а не технологиям
«Самосознание людей в этом быстро меняющемся мире является ключом к нему. А технологии всегда были, есть и остаются всего-навсего инструментом, обслуживающим в том числе наше собственное позиционирование <…>", — Максим Шерейкин, генеральный директор АНО «Агентство по технологическому развитию».
«Человек прежде всего должен знать и понимать себя. Самосознание, осознанность, понимание, чего ты хочешь, кто ты в этом мире, куда ты идешь и зачем, — может быть, самый сейчас наш нераскрытый, недоиспользованный и главный актив в экономике знаний», — Ольга Голышенкова, президент Международной ассоциации корпоративного образования (МАКО).
«Управление технологиями — это полная чушь. Технологии делают люди, и гораздо более важно уметь управлять процессом набора умений человека использовать эти технологии. А тот человек, который технологией овладел, будет способен в дальнейшем ее и развить, и придумать абсолютно новую», — Роберт Уразов, генеральный директор Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров (Ворлдскиллс Россия)».
«Ключ к новой парадигме — человек, потому что можно внедрить любую информационную систему, любую технологию, но если над этой системой будет сидеть человек, который принимает неоптимальные управленческие решения, то тогда весь смысл внедрения технологий теряется», — Евгений Чаркин, директор по информационным технологиям ОАО «Российские железные дороги».
Технологии — инструмент раскрытия потенциала человеческого знания
«Нам необходимо уметь управлять технологиями, потому что, если мы просто не будем уметь этого делать, тогда, к сожалению, раскрыть человеческий фактор и использовать по-настоящему человеческие знания невозможно. Явные знания, к которым как раз и относятся технологии, их стоимость будет падать», — Борис Славин, научный руководитель факультета прикладной математики и И. Т. Финансового университета при Правительстве Р. Ф.
«Управление технологиями — это критично для успеха. Технологии вообще бесполезны, если не уметь ими управлять и не уметь с ними работать. Данные — это «новая нефть». Я считаю, что нефть без каких-то моторов, которые позволяют использовать эту нефть по назначению, она тоже будет бесполезна. Поэтому мне кажется, что данные также потребуют соответствующих людей, ученых, которые будут обрабатывать эти данные и переводить их во что-то ценное», — Нельсон Жао, сопредседатель Стэнфордского российско-американского форума университета им. Леланда Стэнфорда-младшего.
ПРОБЛЕМЫ
Отсутствие практических навыков у выпускников университетов
«Мы находимся в очень опасной ситуации. У нас феноменально перегрета «дипломированность» против компетентности. Дипломов много, а умений мало. Не надо пытаться смотреть на образование как на штуку, в которую вас один раз упаковали и это вам на всю жизнь. Знания лишь дают теоретическое понимание, а навыки создают собственно экономику», — Роберт Уразов.
Быстро устаревающие стандарты образования
«Не надо пытаться создавать стандарты. То время, которое вы затрачиваете на создание стандартов, очень ценно. Для того чтобы стандартизировать образовательную компоненту, нужно в среднем четыре года. Четыре года, например, в сфере IT — это самоубийственный срок. Как патенты на интеллектуальную собственность, так и стандарты в образовании должны уйти. Они сохранились по одной-единственной причине — потому что у нас консервативная система законодательства, которая их удерживает», — Роберт Уразов.
РЕШЕНИЯ
Внедрение передовых производственных технологий
«Невозможно прорываться, не имея эффекта базы. Первый прорыв — повысить эффективность за счет внедрения передовых производственных технологий. Шансы у России в этой сфере гораздо больше, чем у всего мира. Мир <…> может отложить внедрение роботов, внедрение аддитивных технологий, у них есть большие масштабы производства, эффективно отлаженные системы. У России, имея утяжеленную структуру производства, не имея глобально рынка перед собой, нет другого варианта, кроме как уходить в кастомизацию, уходить в меленькие серии, уходить в индивидуальное производство. Это все, что позволяет делать передовые производственные технологии», — Максим Шерейкин.
Возрождение инженерного образования
«Нам нужно банально возродить понятие инженера, нам крайне не хватает эффективной инженерной квалификации. Без этого никакого технологического прорыва у нас не будет. Крайне важна функция постановщика задач. Человек, который может переложить реалии цифровой трансформации и совместить с реалиями реального производства и производственных технологий, эти люди будут носителями компетенции цифровой трансформации», — Евгений Чаркин.
Рост интеллектуальной емкости человеческого капитала
«Нам необходима тотальная интеллектуализация населения России. Поскольку территория у нас большая, людей мало для этой территории, поэтому каждый конкретный человек конкурирует против таких 10−20 человек в Китае, а иногда и пятидесяти. Пропорции именно шансов, которые есть у человека из России достичь определенного технологического прорыва, заставляют нас быть на единицу человеческого капитала намного более «интеллектуалоемкими». Для того чтобы добиться конкурентоспособности, нам необходимо совсем по-другому рассматривать нашу систему образования. Мы не можем позволить себе так называемую «серую массу», — Ольга Голышенкова.
«Надо как можно в более раннем возрасте давать возможности для раскрытия и делать так, чтобы ни родители, ни дети не боялись пробовать себя в разном и менять карьеры. <…> Управление знаниями является сейчас новым ликбезом для общества. Если мы хотим тотальной интеллектуализации нашего населения, то понимать, как работать со знанием как с активом, нам необходимо с самого раннего возраста», — Ольга Голышенкова.
Повышение человеческой креативности
«В мире феноменально возрастает спрос на так называемый human touch — на услуги, товары, вещи, которые созданы собственно человеком и передаются человеку. Если говорить более крупно, что нужно делать, нужно готовиться к тому, чтобы обладать навыками человеческой креативности — способности создавать и способности передавать человеческие умения», — Роберт Уразов.