4 июня 2018, 08:24,
обновлено 4 июня 2018, 10:14

В Счетной палате заявили, что курс рубля за 2018 год может составить 60,7 рубля за доллар

Счетная палата также видит риски превышения инфляции в текущем году из-за ослабления курса рубля и более высоких темпов роста цен на продовольственные товары

МОСКВА, 4 июня. /ТАСС/. Курс рубля за 2018 год может составить 60,7 рубля за доллар против прогнозируемого среднегодового курса в 58,6 рубля за доллар, следует из заключения Счетной палаты (СП) на проект поправок в федеральный бюджет на 2018 год.

"По расчетам Счетной палаты, при сохранении курса рубля к доллару США на текущем уровне [по состоянию на 30 мая в среднем с начала месяца - 62,2 рубля за доллар] в целом за 2018 год курс рубля может составить 60,7 рубля за доллар, что выше прогнозируемого значения", - отмечается в документе.

При этом в соответствии с ожидаемыми итогами в среднем за 2018 год предполагается укрепление среднегодового курса рубля - до 58,6 рубля за доллар.

В документе отмечается, что на рост курса доллара может повлиять ослабление рубля в апреле до 60,4 рубля за доллар по сравнению с 56,8 рубля за доллар в январе текущего года. "А также другие факторы, например, отток капитала с развивающихся рынков вследствие нормализации денежно-кредитной политики ФРС США, могут оказать негативное влияние на курс рубля", - добавляет СП в своем заключении.

Прогноз уровня инфляции

Счетная палата видит риски превышения инфляции в 2018 году прогнозного уровня в 2,8% из-за ослабления курса рубля и более высоких темпов роста цен на продовольственные товары.

"Существуют риски превышения прогнозного уровня инфляции в 2018 году, которые связаны с существенным ослаблением курса рубля с апреля текущего года [в результате введения США новых санкций в отношении России] и более высокими темпами роста цен на продовольственные товары, негативное влияние на которые могут оказать урожай текущего года и ситуация на мировых продовольственных рынках", - говорится в документе.

Согласно материалам Счетной палаты, в 2018 году инфляция составит 2,8%.

Cтоимость нефти Urals

СП также отмечает риски недостижения прогнозной стоимости нефти марки Urals в 2018 году на фоне возможного введения санкций США против Ирана. 

"В настоящее время высока вероятность сохранения нефтяных котировок на текущем или более высоком уровне на фоне возможного введения США санкций против Ирана, в том числе ограничений на экспорт нефти из Исламской Республики, что создает риски достижения прогнозной оценки по цене на нефть марки Urals на 2018 год", - говорится в заключении.

В проекте бюджета прогнозная цена на нефть увеличена до $61,4 за баррель против $43,8 за баррель, прогнозируемых ранее.

Доля нерезидентов в ОФЗ

Высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ (облигации федерального займа) несет риски для бюджета РФ. Об этом говорится в заключении Счетной палаты на поправки в бюджет 2018 года.

"Необходимо отметить, что высокая доля нерезидентов на рынке ОФЗ свидетельствует о наличии определенных рисков для федерального бюджета, связанных с возможным ростом доходности государственных ценных бумаг в случае масштабной реализации нерезидентами находящихся в их портфелях ОФЗ, и, как следствие, ухудшением условий осуществления государственных внутренних заимствований Российской Федерации", - говорится в документе.

Доля нерезидентов на рынке ОФЗ выросла с 33,9% в январе 2018 года до 34,2% в феврале. Это максимальный показатель за всю историю наблюдений с 1 января 2012 года.

По итогам 2017 года нерезиденты держали на счетах в Национальном расчетном депозитарии (НРД, входит в Московскую биржу) ОФЗ на сумму 2,2 трлн рублей, следует из статистики НРД.

Спрос на гособлигации

Сохранение повышенного спроса на гособлигации РФ будет способствовать выполнению планов Минфина по заимствованиям в 2018 году. 

"С учетом текущих тенденций в российской экономике, замедления инфляционных процессов на фоне благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, сохраняется повышенный спрос со стороны инвесторов на государственные ценные бумаги, что, в свою очередь, будет способствовать реализации Минфином России планов по осуществлению государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке в 2018 году", - говорится в документе Счетной палаты.

Замедление роста промпроизводства 

Более сдержанный рост промышленного производства - на уровне 1,7% создает риски снижения темпов роста ВВП России, следует из заключения Счетной палаты на проект поправок в федеральный бюджет на 2018 год.

"Более сдержанная динамика индекса промышленного производства - 101,7%  по сравнению с 102,5% <…> в большей степени соответствует текущим тенденциям в промышленности и оценкам Счетной палаты. Однако корректировка показателя в сторону понижения создает риски недостижения обозначенных в ожидаемых итогах темпов роста ВВП", - говорится в заключении.

Согласно проекту поправок, номинальный объем ВВП на 2018 год предлагается увеличить на 772 млрд рублей, или на 0,8%, и установить его в размере 98,234 трлн рублей. Темп роста ВВП ожидается на уровне 2,1%.

Уровень бедности

Счетная палата не нашла в проекте поправок к федеральному бюджету на 2018 год обоснований для существенной корректировки числа бедных.

"В ожидаемых итогах оценка по численности населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума на 2018 год существенно снижена: с 12,3 % общей численности населения до 11,1 % (18,1 млн. человек и 16,3 млн. человек соответственно). При этом обоснования такой существенной корректировки в материалах к законопроекту не содержится", - говорится в заключении.

Прогнозная оценка роста реальных доходов населения на 3,8% излишне оптимистична и основана на статистике за первый квартал 2018 года, отмечает Счетная палата. "Эффект от индексации заработной платы работников бюджетной сферы в соответствии с майскими указами 2012 года и повышения МРОТ будет постепенно снижаться во второй половине текущего года, а эффект от низкой базы предыдущего года будет исчерпан уже с мая", - говорится в заключении.

Кроме того, в целом в поправках в федеральный бюджет на 2018 год не представлены расчеты по изменениям на 1,1 трлн рублей доходов бюджета на этот год, что составляет 6,7% от общего объема доходов.

Бюджет РФ 

Федеральный бюджет в 2018 году может недополучить 207,6 млрд рублей дивидендов от девяти госкомпаний, следует из заключения Счетной палаты на проект поправок в бюджет РФ 2018 года.

"Счетная палата отмечает возможные риски уменьшения доходов федерального бюджета в сумме 243,2 млрд рублей, из них по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, - 207,6 млрд рублей", - говорится в документе.

Речь, в частности, идет о дивидендах "Роснефтегаза", "Газпрома", "Транснефти", "Аэрофлота", "Русгидро", "Алросы", аэропорта Шереметьево и других.

Минфин уже не первый год добивается от госкомпаний выплаты дивидендов в размере 50% от чистой прибыли по МСФО. В 2017 году бюджет недополучил от госкомпаний 207,5 млрд рублей. Так, например, "Газпром" направил на дивиденды за 2016 год около 20% чистой прибыли по МСФО.

Замминистра финансов РФ Алексей Моисеев заявлял, что Минфин будет настаивать на обязательной для всех госкомпаний выплате дивидендов в 50% прибыли. По его словам, необходимая поддержка правительства в данном вопросе уже получена.

Финансирование сельского хозяйства

Объем бюджетных средств на реализацию госпрограммы развития сельского хозяйства в 2013-2020 годах может быть уменьшен на 1,3%, до 238,7 млрд рублей.

"Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы предусматриваются в целом уменьшить на 3 249,4 млн рублей, или на 1,3%, которые составят 238 736,8 млн руб. Законопроектом по отдельным ее мероприятиям предусматривается увеличение расходов", - говорится в документе.

В заключении также сообщается, что в рамках мероприятий госпрограммы предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований Минсельхозу на предоставление субсидий юридическим лицам на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов агропромышленного комплекса на 2 млрд рублей, или в 20 раз. При этом по состоянию на 1 мая 2018 года исполнение расходов на указанные цели не осуществлялось. Порядок предоставления субсидии по состоянию на 31 мая 2018 года не утвержден.

Сельское хозяйство является одной из приоритетных отраслей развития экономики России. С этого года в России появился профильный вице-премьер по АПК, которым стал Алексей Гордеев, в 1999-2009 годах занимавший должность министра сельского хозяйства России, а с 2000 года назначенный заместителем председателя правительства. Министром сельского хозяйства в мае 2018 года был назначен бывший глава Россельхозбанка Дмитрий Патрушев. Один из первых майских указов президента России Владимира Путина также связан с сельским хозяйством - глава государства поручил правительству обеспечить объем экспорта АПК в размере $45 млрд в год к 2024 году.

Взносы в международные организации

Дефицит средств Минэкономразвития на уплату взносов в международные организации составляет $297,9 тыс., или 17,5 млн рублей, следует из заключения Счетной палаты на проект поправок в федеральный бюджет 2018 года.

"У Минэкономразвития образовался дефицит средств на уплату взносов в международные организации в размере $297,9 тыс., или 17,5 млн рублей из расчета по уточненному в законопроекте курсу доллара США к российскому рублю (всего министерство осуществляет уплату взносов в 10 международных организаций)", - говорится в документе.

В настоящее время отмечается недостаток средств на уплату взносов в бюджеты Международного консультативного комитета по хлопку, Международную организацию по кофе, Международный совет по зерну, Международную организацию по какао и Международного совета по стандартам оценки.

"При формировании законопроекта (о поправках в федеральный бюджет на 2018 год - прим. ТАСС) Минэкономразвития направило в Минфин предложения о выделении дополнительных бюджетных ассигнований (письмо от 10 апреля 2018 года), однако дополнительная потребность в законопроекте не учтена", - отметили в Счетной палате.

Приватизационные сделки

Правительство России не планирует в 2018-2020 годах крупных приватизационных сделок. "В соответствии с законопроектом, объем поступлений в федеральный бюджет средств от приватизации акций крупнейших компаний при отсутствии принятых правительством Российской Федерации решений об отчуждении пакетов акций крупнейших компаний в 2018-2020 годах не предусмотрен", - говорится в документе.

При этом Счетная палата указывает, что по состоянию на 1 мая прошлого года поступления в федеральный бюджет средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, составили 3,448 трлн рублей.

Вместе с тем правительство РФ заложило в первоначальный бюджет на 2018-2020 годы получение 36,63 млрд рублей от приватизации государственных активов. Доходы от приватизации в 2018 году прогнозировались на уровне 13 млрд рублей, в 2019 - 12,2 млрд рублей, в 2020 - 11,4 млрд рублей.