5 июня 2018, 12:54,
обновлено 5 июня 2018, 13:34
Ситуация с ценами на бензин в России

Правительство не допустит сильного удорожания топлива из-за завершения налогового маневра

Первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер. Кирилл Кухмарь/ ТАСС
Первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер
Первый замминистра энергетики Алексей Текслер сообщил, что правительство продолжает вести диалог о параметрах завершения налогового маневра

МОСКВА, 5 июня. /ТАСС/. Компенсационные меры в рамках налогового маневра в нефтеперерабатывающей отрасли позволят не допустить сильного роста цен на бензин и дизельное топливо, сообщил журналистам первый заместитель министра энергетики РФ Алексей Текслер в рамках Международного конгресса Reencon-XXI, проходящего в "Сколкове".

"Никто этого не позволит сделать (сильно повысить цены на бензин - прим. ТАСС), в этой связи полагаются компенсационные мероприятия", - сказал он, добавив, что речь в том числе идет об обратном акцизе.

Обратный акциз - выплата определенной компенсации НПЗ из уплаченного им акциза за каждую тонну переработанной нефти, если после модернизации завод увеличивает выход светлых нефтепродуктов (глубина переработки - выше 65%).

Налоговый маневр

Текслер также отметил, что правительство продолжает вести диалог о параметрах завершения налогового маневра. По его словам, сейчас обсуждаются сроки с 2019 по 2024 год. При этом возможность введения гибкого акциза на топливо, привязанного к стоимости нефти, пока не входит в перечень обсуждаемых мер для стабилизации ситуации на внутреннем рынке.

Налоговый маневр предполагает повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и снижение экспортной пошлины на нефть - был начат в 2015 году. Реформа должна была завершиться в 2017 году, когда пошлина снизилась бы до 30%. Однако в 2016 году Минфин предложил обнулить пошлину и повысить НДПИ. Министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что правительство планирует завершить налоговый маневр к 1 января 2025 года, на данный момент обсуждаются способы его завершения.

В "Роснефти" в свою очередь заявили, что отмена экспортных пошлин, которые являются инструментом защиты внутреннего рынка, будет означать неизбежное выравнивание внутренних и мировых цен на топливо и их реальное повышение как минимум в 1,5 раза. Причиной в компании назвали то, что экономика нефтепереработки испытывает сейчас дополнительное давление в результате чрезмерного налогового обременения, что влечет за собой существенные потери для НПЗ - потери нефтепереработчиков достигают 3 тыс. рублей на тонну дизельного топлива и 7 тыс. рублей на тонну бензина Аи-92.

Ранее "Роснефть" подготовила для президента и правительства предложения по стабилизации ситуации в нефтяной отрасли. В числе предлагаемых мер - временно ограничить экспорт топлива, прекратить налоговый маневр и ввести обратные акцизы для некоторых НПЗ.

С начала года по состоянию на 28 мая бензин в России подорожал на 7,3%, свидетельствуют данные Росстата. В период с 21 по 28 мая средние потребительские цены на бензин в России выросли на 1,9% после роста на 1,8% неделей ранее. По словам главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, при инфляции в 2,4% в апреле бензин подорожал на 6,1% в годовом выражении, в мае - на 11,8%.

Для сдерживания роста топливных цен на внутреннем рынке правительство РФ с 1 июня снизило акцизы на бензин и дизельное топливо на 3 тыс. и 2 тыс. рублей за тонну соответственно. С 1 июля их могут понизить еще на 700 рублей.

Налог на добавленный доход

Текслер рассказал, что Минфин и Минэнерго согласовали поправки в законопроект о налоге на добавленный доход (НДД). "Мы согласовали все параметры. Я думаю, на этой неделе Минфин внесет в правительство для дальнейшей передачи в Думу", - сказал он и добавил, что Минэнерго считает правильным внесение в одном законопроекте поправок по НДД и снижению акциза на бензин и дизель.

Минфин и Минэнерго в течение нескольких лет вели дискуссию о новом налоговом режиме для нефтяных месторождений.

Сейчас нефтяные компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортные пошлины, эти налоги взимаются с выручки. Налог на дополнительный доход должен частично заменить НДПИ. При этом уплата НДПИ сохраняется, но на более низком уровне. Ставка НДД составит 50%, в отличие от НДПИ он будет взиматься не с объемов добываемой нефти, а с дохода от ее продажи за вычетом экспортной пошлины, сниженного НДПИ, расходов на добычу и транспортировку.

В течение нескольких лет новая система налогообложения будет реализована в рамках пилотного проекта, на ограниченном количестве месторождений.

О законопроекте

НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа - новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая группа - месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья группа - действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн тонн); четвертая группа - новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн тонн в год.

Для новых месторождений предусмотрены льготные налоговые условия: льготный период по уплате НДПИ, перенос убытков текущего периода на будущие периоды, а также учет исторических убытков для новых месторождений новых регионов нефтедобычи.

По оценке Минфина, добыча с режимом НДД будет в первые годы составлять около 22 млн тонн, или 4% от годовой добычи России.

Перечень пилотных проектов из действующих месторождений Западной Сибири включает в себя 35 лицензионных участков, разрабатываемых "Роснефтью", "Лукойлом", "Газпром нефтью", "Сургутнефтегазом" и другими компаниями. Совокупная добыча нефти в 2016 году по этим участкам составила 14,7 млн тонн, извлекаемые запасы нефти оцениваются в размере около 900 млн тонн.