ВЛАДИВОСТОК, 20 августа. /ТАСС/. Распределение участков под выращивание морских морепродуктов и рыб с помощью электронных аукционов, введенное в России в этом году, упростило работу "морских фермеров" и сделало эту систему более прозрачной, считают опрошенные ТАСС участники отрасли. Однако эксперты, в том числе экологи, опасаются, что при формировании участков на Дальнем Востоке не всегда учитываются научные данные, что может привести к изменению морских экосистем.
Как рассказали ТАСС в Росрыболовстве, с апреля этого года ведомство стало определять границы рыбоводных участков не только на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне России, но и во внутренних морских водах и территориальном море в пределах ДФО. Раньше этим занимались власти субъектов.
"Теперь инвестор с помощью специальной онлайн-карты - сервиса "Марикультура Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна" - сам формирует границы рыбоводного участка. Заявка автоматически направляется в Росрыболовство на утверждение, а затем на площадку РТС [электронная торговая площадка РТС-Тендер]", - сообщили в ведомстве.
Вопросы развития марикультуры (выращивание водорослей, моллюсков, ракообразных, рыб в морях, лиманах или искусственных водоемах) в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) будут обсуждаться в рамках профильной сессии на IV Восточном экономическом форуме, который пройдет во Владивостоке 11 - 13 сентября. В ней примут участие бизнесмены, представители региональных и федеральных властей, ученые-экологи.
Участок под "морской огород"
Доступные и перспективные участки под марикультуру имеются во всех краях и областях, на акваториях всех морей и в открытой части Тихого океана, считает профессор кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов ДВФУ, доктор биологических наук Владимир Раков.
"Давно проводятся эксперименты и рассматриваются перспективы выращивания тихоокеанской мидии у побережья Охотского моря, Командорских островов, Авачинской губы, Курильских островов и Сахалина. В целом же для каждого объекта марикультуры существуют свои оптимальные условия для выращивания", - отметил Раков.
Ученые признают, что одним из самых перспективных и благоприятных районов для развития марикультуры является Приморский край. Выращиванием марикультуры в регионе занимаются 80 предприятий на площади почти 58 тыс. га. С начала 2018 года они произвели почти 8 тыс. тонн гребешка, мидий, устриц, трепанга и ламинарии. При этом специалисты Хабаровского филиала "ТИНРО-Центра" оценивают такую перспективу невысоко по нескольким факторам: сумма тепла, ледовитость, трофология, наличие закрытых и полузакрытых бухт.
В Приморском крае, по данным департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов региона, на электронные торги планируется выставить более 9 тыс. га морских акваторий. Ожидается, что часть лотов разыграют на четвертом Восточном экономическом форуме 11 - 13 сентября, где вопросам развития этой отрасли посвятят отдельную сессию.
Трудности "морского фермерства"
Долгое время развитие марикультуры сдерживали административные барьеры, особенно в вопросе распределения участков на морских акваториях. Из-за этого крупный бизнес неохотно шел в эту отрасль, но в прошлом году, с развитием механизма Свободного порта Владивосток (СПВ), впервые появились крупные игроки, которые принесли инвестиции и современные технологии. Так, предприятие "Моряк-рыболов" стало резидентом СПВ и совместно с китайскими партнерами вложило в свои "морские огороды" более 250 млн рублей. В аренде у компании находится 900 га моря.
По словам заместителя руководителя предприятия Геннадия Домышева, новая схема распределения участков удобна и не создает проблем бизнесу, однако есть связанные с ней сложности.
"Мы получаем участок, где в предмете договора написано, что на нем будет выращиваться условный гребешок, и, конечно, есть научные данные, что он там действительно растет. Но когда арендатор начинает работать, оказывается, что он не растет там. Причины могу быть разными: участок может быть забит морской звездой - естественным врагом гребешка. А бороться с морской звездой - это огромные вложения", - сказал Домышев.
В подобной ситуации "Моряк-рыболов" оказался на участке в районе бухты Нерпа и бухты Матросская, где на дне не было найдено ни одного гребешка. Анализ воды показал, что происходит опреснение из расположенной недалеко реки и под воздействием течений.
"Теперь, чтобы этот участок использовать для выращивания чего-то другого, необходимо снова обращаться в инстанции, заключать дополнительные соглашения. Если уж арендатор платит деньги за этот участок, то дайте ему право самому проводить изменения в деятельности, в рамках, конечно же, перечня продуктов аквакультуры", - отметил представитель компании.
По его словам, еще одна проблема развития этого бизнеса связана с браконьерством: чтобы защитить морские фермы от разграбления местными жителями нужны люди, плавсредства, топливо и другие ресурсы. Штат охранного подразделения "Моряка-рыболова" составляет 12 человек, но с расселением "огородов" по всем арендованным участкам их понадобится больше.
Экологи не дают зеленый свет
Первый электронный аукцион Росрыболовство провело 17 июля. На торгах был разыгран участок под марикультуру в Приморском крае - 68,3 га акватории Японского моря. Начальная цена лота составляла 690 тыс. рублей, а итоговая цена достигла 15,2 млн рублей. Однако интерес инвесторов вызвал опасения у экологов - они считают, что бизнесмены и чиновники часто забывают о том, что кроме гребешка и трепанга существуют другие обитатели моря.
"При формировании участков марикультуры на Дальнем Востоке Федеральное агентство по рыболовству не воспользовалось результатами многолетних научными исследований морских акваторий. Не использованы показатели экологической емкости участков, наличие и объемы трофической (пищевой - прим. ТАСС) базы, данные по океанографии, гидрологии и гидрохимии. Например, на основе более чем 40-летних исследований было определено, что площадь подвесных плантаций для разных бухт залива Посьет не должна превышать от 2% до 20% площади водного зеркала и для всего Приморья она составляет от 3 до 13 тыс. га", - рассказал ТАСС Владимир Раков.
При этом, отметил он, даже в пределах особо охраняемых природных территорий Приморья участки были выделены практически полностью на всей акватории. Так, одному предприятию в бухте Новгородской выделено три участка общей площадью 600 га, что больше ее приемной емкости. В бухте Миноносок площадь подвесных плантаций приморского гребешка не должна превышать 14 - 16 га, однако фактически она уже в два раза больше.
По словам ученого, в экологическом праве существует принцип "презумпции экологической опасности, планируемой хозяйственной и иной деятельности", который подразумевает, что любая деятельность признается опасной до тех пор, пока не будет доказано иное. Доказывать это должен тот, кто планирует использовать природу для получения прибыли.