МОСКВА, 27 августа. /ТАСС/. Правительство располагает всеми необходимыми инструментами, чтобы удержать рост цен на розничных рынках бензина на уровне "в районе инфляции". Об этом заявил в интервью РБК вице-премьер Дмитрий Козак, курирующий в правительстве вопросы топливно-энергетического комплекса.
Козак отметил, что все решения, которые принимались по регулированию топливного рынка в 2018 году и на ближайшие шесть лет (связанные с завершением налогового маневра), предусматривают необходимые инструменты воздействия на рынок нефтепродуктов для удержания цены на розничных рынках в районе инфляции.
По его словам, розничный сегмент рынка пока "линейно не отреагировал" на рост оптовых цен на топливо на бирже, отмеченный в августе. Козак подчеркнул, что биржа является далеко не всем оптовым рынком.
Он отметил, что рост биржевых цен обусловлен постановкой на ремонт некоторых нефтеперерабатывающих заводов на Дальнем Востоке и в Сибири. "Снизился объем топлива, реализуемого через биржу. Мы будем мониторить ситуацию и принимать необходимые решения", - сказал Козак.
По словам вице-премьера, на данный момент договоренности между правительством и нефтяными компаниями по сдерживанию роста цен на топливо на внутреннем рынке в целом соблюдаются, хотя "есть за последнюю неделю некоторый незначительный - на копейки - всплеск розничных цен на дизтопливо".
Повышение акцизов на бензин и дизельное топливо
Вице-премьер считает, что повышение акцизов на бензин и дизельное топливо с 1 января 2019 года не приведет к скачку цен на АЗС.
"Скачка не будет. Во всяком случае, будем применять весь тот набор инструментов, который есть у правительства, чтобы этого не произошло", - сказал Козак.
Вице-премьер напомнил, что по решению правительства акцизы восстановят в тех объемах, которые планировались с 1 июля 2018 года: акцизы на бензин и дизтопливо увеличат на 3,7 тыс. и 2,7 тыс. рублей на 1 т соответственно.
Ранее кабинет министров решил перенести намечавшийся на 1 июля рост акцизов на топливо, чтобы сдержать рост розничных цен.
"Но одновременно с понижением таможенных пошлин и повышением налога на добычу полезных ископаемых предусматривается отрицательный акциз для нефтеперерабатывающих предприятий, который должен выполнить миссию рыночного инструмента сдерживания внутренних цен на топливо. В случае, если экспортный диспаритет не сможем преодолеть с помощью отрицательного и демпфирующего акциза, в распоряжении правительства остается такой инструмент, как введение - подчеркну, на временной основе - экспортной пошлины и на нефть, и на нефтепродукты", - сказал Козак.
По его словам, несмотря на то, что возможное использование такого инструмента приведет к снижению потенциальных доходов, нефтяники с пониманием к этому отнеслись. "В арсенале правительства должен быть такой рычаг влияния на рынок", - добавил он.
Предложения об уточнении налогового маневра
Козак также заявил, что предложения об уточнении пакета законов по налоговому маневру продолжают обсуждаться, и изменения в законопроект возможны в случае наличия веских аргументов.
"Предложения об уточнении законопроекта продолжают обсуждаться. Есть соответствующее поручение правительства министерствам и ведомствам до 1 сентября совместно с компаниями дополнительно их проработать. Если будут для этого объективные и веские аргументы, мы примем необходимые решения", - сказал он, говоря о налоговом маневре в нефтяной отрасли.
При этом вице-премьер заметил, что "сама по себе дискуссия не завершится никогда". "Здесь абсолютного консенсуса быть не может. Ни один налогоплательщик - ни гражданин, ни самый, как сегодня модно говорить, "социально ответственный" бизнес - никогда не согласится с увеличением налоговой нагрузки", - добавил он.
К середине июля, напомнил Козак, была достигнута договоренность об основных параметрах законопроекта, который был предложен парламенту. Но с некоторыми оговорками. "Дело в том, что правительство и парламент после 1 сентября не имеют возможности принимать решения об ужесточении налогового режима даже на будущий налоговый период. Смягчение возможно в любой момент. Поэтому принятый законопроект ляжет в основу формирования бюджета на следующие три года. Некоторые уточнения законопроекта возможны, но они вряд ли существенно повлияют в целом на налоговое бремя для нефтяной отрасли или приведут к существенному сокращению доходов федерального бюджета", - заключил вице-премьер.
Про налоговый маневр
Президент России Владимир Путин 3 августа подписал пакет предложенных правительством РФ законов о завершении налогового маневра в нефтяной отрасли, который позволит бюджету получить дополнительные средства. В течение последних нескольких лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере. Важным ее направлением остается завершение налогового маневра. Он будет проводиться в течение 6 лет, начиная с 1 января 2019 года, и подразумевает поэтапное снижение экспортной пошлины на нефть с 30% до 0% от цены нефти, а также сокращение ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты параллельно с повышением налога на добычу полезных ископаемых.
Ранее Козак говорил, что налоговый маневр принесет бюджету дополнительно 1,3 - 1,6 трлн рублей.
Среди прописанных в законах мер - введение логистических коэффициентов к обратным акцизам, то есть компенсациям, получаемым нефтеперерабатывающими заводами. Речь идет о том, чтобы сгладить "неравные условия доступа к рынкам сбыта и логистические различия в зависимости от географического положения заводов".
Одним из законов устанавливается право правительства вводить с 2019 года экспортные пошлины на нефтепродукты в размере 60% от вывозных пошлин на сырую нефть, если цена нефти вырастет на 15%. Пошлину предлагается вводить сроком на полгода начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором выросла цена.
Сейчас экспортная пошлина на светлые нефтепродукты, товарный бензин и масла составляет 30% от ставки пошлины на нефть, на прямогонный бензин - 55%.