МОСКВА, 11 сентября. /ТАСС/. Совместное предприятие Alibaba, Mail.ru Group, "Мегафона" и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) может сильно изменить ландшафт рынка электронной коммерции в России, считают эксперты. Согласно объявленным условиям сделки, контроль в СП пока на стороне российских игроков, однако со временем расстановка сил может измениться: РФПИ, сыграв роль финансового инвестора, в перспективе может выйти из проекта, полагают аналитики.
На Восточном экономическом форуме 11 сентября стороны объявили о стратегическом партнерстве, в рамках которого будет создано крупнейшее совместное предприятие в области социальной коммерции в России и странах СНГ под названием AliExpress Russia. Китайская Alibaba Group внесет в СП текущий бизнес AliExpress в России и российскую часть площадки Tmall, а также будет в будущем инвестировать в СП.
В свою очередь, Mail.ru Group вложит в СП маркетплейс для продажи китайских товаров Pandao, денежные средства и дистрибуцию в формате интеграции с продуктами Mail.ru Group. "Мегафон" продаст Alibaba Group свои 10% в Mail.ru Group, получив взамен долю в AliExpress Russia. По данным источника ТАСС, близкого к одной из сторон сделки, РФПИ вложит в СП до $300 млн. При этом другой источник агентства говорит, что денежные инвестиции сторон в СП будут равными.
Ожидается, что сделка будет закрыта в первом квартале 2019 года. В результате владельцами AliExpress Russia станут Alibaba Group (48%), "Мегафон" (24%), Mail.ru Group (15%) и РФПИ (13%). Таким образом, российские игроки суммарно получают 52% в СП.
"Формально, контроль консорциум не получает, хотя вместе с РПФИ у них большинство. Но ничего не говорится о том, что РПФИ не будет выходить из бизнеса, в особенности в пользу китайских игроков", - отметил начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгий Ващенко. Схожего мнения придерживается и аналитик SOVA Capital Ltd. Александр Венгранович: по его словам, РФПИ выступает в этой ситуации финансовым инвестором и, скорее всего, будет выходить из СП.
"Думаю, что Mail.ru или Alibaba намерены в перспективе его долю приобрести", - добавил он, упомянув также и о возможности IPO совместного предприятия в будущем.
Аналитик "Уралсиб Кэпитал" Константин Белов также полагает, что РФПИ задумается о выходе из СП, однако, по его мнению, это произойдет не так скоро. "РФПИ служит интересам не только краткосрочным финансовым, он входит в сферы, которые, как считается, могут приносить дополнительную отдачу, и быть более интересными с государственной точки зрения. Я думаю, они какое-то время могут там посидеть", - пояснил он.
Стоимость СП эксперты оценивают в сумму более $2 млрд. Хотя основным активом СП на данный момент является площадка AliExpress, аналитики для оценки бизнеса ориентируются на рыночную стоимость Mail.ru Group. На фоне новостей о создании СП акции Mail.ru Group на Лондонской бирже выросли почти на 10%, поэтому оценка может варьироваться. В перспективе годовой оборот СП может удвоиться и достичь порядка $5 млрд, полагает Ващенко из "Фридом Финанс".
Влияние сделки на рынок
Игроки рынка e-commerce в России ждут усиления конкуренции после создания AliExpress Russia. "Создание СП Mail.ru Group и AliExpress - это еще один важный этап становления рынка электронной коммерции. Сейчас рынок e-commerce в России занимает 4%, когда в развитых странах 10-15%. Мы уверены, что здоровая конкуренция придаст ускорение развитию этого направления в России", - отмечают в пресс-службе "Яндекс.Маркета".
Сооснователь и CEO Lamoda Флориан Янсен также видит большие перспективы для роста рынка электронной коммерции в России. "Рост рынка с приходом новых больших игроков станет еще одним фактором развития логистической инфраструктуры во всей России. Так что мы думаем, что от роста конкуренции выиграют все, в том числе российская экономика", - поясняет он.
Стороны в рамках создания СП планируют использовать синергию социальных сервисов и коммерции. Холдинг Mail.ru Group владеет крупнейшими российскими соцсетями "ВКонтакте"и "Одноклассники". "У Mail.ru огромный доступ к аудитории, они фактические владельцы социальных сетей в России", - отметил Белов из "Уралсиба".
По словам гендиректора Mail.ru Group в России Бориса Добродеева, соцсети Mail.ru и сама интернет-компания "станут площадкой для этого СП". "Способы потребления электронной коммерции в современном мире становятся все более развитыми: мы говорим и о покупке товаров из видео, и товары у блогеров. Потребление может быть совершенно разным, но оно будет точно связано с ресурсами Mail.ru", - уточнил он.
Венгранович полагает, что в рамках развития проектов AliExpress Russia платформа для трансграничных покупок будет напрямую интегрирована в социальные сети. В то же время Pandao, которое по соглашению перейдет в СП, прекратит самостоятельное существование, считает он. "Я думаю, Pandao ликвидируют. Он был тестом маркетплейса на базе соцсети", - уточнил он.
Среди игроков на рынке e-commerce звучат опасения, что появление AliExpress Russia может нарушить хрупкий баланс. "Мы надеемся, что новое СП <…> будет строить экосистему, доступ к ресурсам которой, например, к рекламным возможностям социальных сетей, будет у всех игроков рынка", - заявили в "Яндекс.Маркете".
По мнению главы Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артема Соколова, у AliExpress и сейчас на российском рынке более выгодное положение, чем у локальных игроков. "Они не платят НДС, большая часть посылок при ввозе в РФ не облагается пошлиной, а товары не нужно сертифицировать. Когда РФПИ, Alibaba и Mail.ru Group создают совместное предприятие, получается, что китайской платформе предлагают еще и деньги, ускорение доставки и другие условия, которые помогут ей еще сильнее закрепиться на российском рынке, в результате российским производителям станет просто невозможно конкурировать с китайскими", - резюмировал он.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России проследит за соблюдением правил конкурентной игры на этом рынке. Хотя ходатайство об одобрении сделки в ФАС не поступало, ведомство в ближайшее время рассмотрит конкретные обстоятельства сделки и решит, нужно ли ее согласовывать, пояснили в службе.