5 октября 2018, 09:01,
обновлено 5 октября 2018, 11:49

Медведев разрешил увеличить субсидии нефтяникам за счет НДПИ

Профильные ведомства должны до 10 октября внести в правительство поправки в налоговый маневр

МОСКВА, 5 октября. /ТАСС/. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев поручил профильным ведомствам до 10 октября внести в правительство большой пакет поправок в налоговый маневр, которые предусматривают увеличение субсидий для НПЗ в рамках налогового маневра и ряд других мер. В то же время, половина расходов бюджета на компенсации нефтяникам должна быть компенсирована за счет НДПИ, говорится в размещенном на сайте правительства протоколе совещания о развитии нефтяной отрасли и стимулировании добычи нефти, которое состоялось 18 сентября под руководством главы кабинета министров. 

Так, поправки должны предусматривать корректировку базовой цены нефтепродуктов, используемой при расчете демпфирующей компоненты обратного акциза, с 56 тыс. рублей за т до 50,4 тыс. рублей за т для автомобильных бензинов и с 50 тыс. рублей за т до 45 тыс. рублей за т для дизельного топлива.

Базовая цена на нефтепродукты используется в формуле для расчета демпфирующего механизма. Чем меньше ее значение, там выше субсидия. По подсчетам главного экономиста Vygon Consulting Сергея Ежова, данная мера позволит увеличить компенсацию нефтяникам примерно на 230 млрд рублей в год.

Как отмечается в документе, 50% допрасходов бюджета, связанных с изменением параметров базовой цены нефтепродуктов, должны быть компенсированы "за счет НДПИ в отношении нефти сырой, привязанного к нефтяной котировке (без изменения ставки указанного налога)". То есть ставка налога не повышается, но формула расчета цены теперь будет учитывать нефтяные котировки так, чтобы при любой стоимости нефти компании сохраняли до 110 млрд рублей в год.

Ранее планировалось, что в 2019 году демпфирующая надбавка для нефтяников составит 400 млрд рублей. Соответственно, теперь она может составить 630 млрд рублей.

Получать компенсации в рамках налогового маневра теперь будут и переработчики, расположенные в ХМАО и Кемеровской области. Документ поручает установить "логистический коэффициент, используемый при исчислении обратного акциза, в отношении производственных мощностей, расположенных в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и Кемеровской области". Логистический коэффициент является частью демпфирующего механизма, он применяется к обратному акцизу, то есть компенсации, которую получат нефтяники.

Размер коэффициента варьируется от 1 до 1,5 и делится на шесть региональных групп. Так, самый большой - 1,5 - применяется в отношении НПЗ, расположенных в Хакасии и Красноярском крае, там находится Ачинский НПЗ "Роснефти".

Коэффициент 1,4 будет действовать для заводов в Туве и Иркутской области (Ангарский НПЗ, также "Роснефть"). В отношении перерабатывающих мощностей в ЯНАО, Коми, НАО, Якутии и Бурятии будет применятся коэффициент 1,3 (Ухтинский НПЗ "Лукойла").

Коэффициент 1,1 применим к мощностям в Тюменской, Новосибирской и Томской областях, Забайкальском крае (Антипинский НПЗ группы "Новый поток"), 1,05 - для заводов Омской области, Алтайского края и Республики Алтай (Омский НПЗ "Газпром нефти"). В отношении мощностей, расположенных в иных регионах, будет применяться коэффициент 1.

В документе не указан размер коэффициента для мощностей в ХМАО и Кемерово.

В нем также поручается установить "для Дальневосточного федерального округа компенсационные механизмы для недопущения ухудшения нефтепродуктообеспечения региона", однако суть механизма не раскрывается.

В документе также фиксируется дата, с которой будут применяться скорректированные параметры - это 1 января 2019 года.

Поставки топлива на внутренний рынок

Увеличив субсидии нефтяникам, правительство также обязало их поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добытой нефти.

Так, поправки должны предусматривать "обязательства по поставкам нефти на российские нефтеперерабатывающие заводы, производящие моторные топлива, соответствующие техническому регламенту, для всех производителей нефти не ниже 17,5%".

Медведев также поручил Минэнерго и ФАС в срок до 10 октября принять "исчерпывающие меры", чтобы "Роснефть", "Лукойл", "Газпром", "Сургутнефтегаз", "Газпром нефть" и "Татнефть" в 2018-2019 годах обеспечили реализацию топлива на внутреннем рынке "в объемах не менее объемов реализации указанной продукции в соответствующий период 2017 года".

В документе также упоминаются компании "ТАИФ-НК", "Новый поток" и "Нефтегазхолдинг", которые должны обеспечить "реализацию на биржевых торгах автомобильного бензина и дизельного топлива в действующих нормативах продаж моторных топлив на бирже".

Ранее ФАС неоднократно выносила предупреждения в адрес некоторых из этих компаний, обвиняя их в занижении продаж бензина на внутреннем рынке в пользу экспорта.

Кроме того, Медведев поручил ФАС, Минфину, Минэкономразвития и Минэнерго в срок до 18 октября 2018 года представить предложения по совершенствованию биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

Отмечается, что в них должно быть учтено увеличение объемов биржевых операций с расчетами в рублях в отношении нефти, поставляемой на экспорт и внутренний рынок. Также должны быть увеличены нормативы реализации бензина и дизеля 5 класса на бирже для ВИНК (вертикально-интегрированные нефтяные компании) и установлены нормативы для компаний, занимающих недоминирующее положение.

НДД

В срок до 10 октября Медведев также поручил профильным ведомствам внести в правительство поправки в Налоговый кодекс, которые расширяют перечень месторождений четвертой группы для участия в НДД.

"Минфину, Минэнерго, Минприроды и Минэкономразвития до 10 октября 2018 года внести в установленном порядке в правительство проект изменений в Налоговый кодекс РФ, предусматривающий расширение с 51 млн до 150 млн т предельного объема запасов 4 группы месторождений в рамках налога на дополнительный доход и изменения в перечне лицензионных участков", - говорится в документе.

Как сообщалось ранее, НДД будет распространяться на четыре группы месторождений. Первая группа - новые месторождения в Восточной Сибири с выработанностью менее 5%; вторая группа - месторождения, пользующиеся льготой по экспортной пошлине; третья группа - действующие месторождения в Западной Сибири с выработанностью от 10% до 80% (при квоте на добычу не более 15 млн т); четвертая группа - новые месторождения в Западной Сибири с выработанностью менее 5% с совокупными запасами не более 50 млн т в год.

Для новых месторождений предусмотрены льготные налоговые условия: льготный период по уплате НДПИ, перенос убытков текущего периода на будущие периоды, а также учет исторических убытков для новых месторождений новых регионов нефтедобычи.