АБУ-ДАБИ, 11 ноября. /ТАСС/. Минэнерго России считает, что Иран готов и дальше самостоятельно экспортировать нефть, а также взаимодействовать со своими покупателями нефти. Об этом журналистам сообщил министр энергетики РФ Александр Новак, комментируя возможность поддержки Москвой Тегерана из-за введения новых санкций.
"Мы с Ираном взаимодействуем по разным направлениям, у нас развивается сотрудничество в области энергетики. Иран и Россия - экспортеры нефти. У нас самостоятельный экспорт, у Ирана самостоятельный. Здесь можем сотрудничать, но Иран - самостоятельная экспортно ориентированная страна, готова и дальше взаимодействовать со своими партнерами, покупателями нефти", - сказал он, отвечая на вопрос, может ли Россия помочь Ирану поддержать объемы экспорта нефти.
В настоящий момент между Россией и Ираном действует сделка "нефть в обмен на товары", в соответствии с которой, объем поставок нефти из Ирана в Россию составляет 5 млн т в год. Первая поставка была осуществлена в ноябре 2017 года в объеме 1 млн т.
Сама программа была разработана еще в 2014 году, когда в отношении Ирана действовали санкции. В мае 2017 года была достигнута договоренность о начале поставок, объем - 100 тыс. баррелей нефти в сутки. Оператором сделки выступает внешнеэкономическое объединение "Промсырьеимпорт".
5 ноября 2018 года вступили в силу новые санкции США против Ирана, под которые подпадают экспортные поставки иранской нефти, а также более 700 банков, компаний и физических лиц. Однако американские власти выдали нескольким странам временные разрешения на закупки нефти у Ирана - среди них Китай, Индия, Япония, Южная Корея, Италия, Греция, Тайвань и Турция. По разным оценкам, иранский экспорт нефти снизился уже на 1 млн баррелей в сутки.
До введения санкций США Новак говорил, что Россия продолжает интересоваться сделкой "нефть в обмен на товары" с Ираном, несмотря на заявления США. Он пояснял, что программа не подразумевает прямой покупки Россией нефти у Ирана.
В апреле, до объявления США о выходе из ядерной сделки с Ираном, Новак говорил о возможном продлении программы еще на пять лет.