МОСКВА, 27 марта. /ТАСС/. Объявленное в среду официальное завершение производства легковых автомобилей Ford в России практически не скажется на расстановке сил на рынке, рассказали опрошенные ТАСС эксперты. Продажи бывшей некогда бестселлером марки падали уже несколько лет, и ее место уже заняли конкуренты.
СП Ford Sollers и его акционеры сообщили о реструктуризации совместного предприятия, деятельность которого в будущем сконцентрируется на сегменте легкого коммерческого транспорта. Это предполагает завершение производства легковых автомобилей к концу июня 2019 года с последовательным закрытием двух автомобильных заводов Ford Sollers в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завода двигателей в ОЭЗ "Алабуга" (г. Елабуга)".
"Продажи Ford на российском рынке заметно снизились последнее время, их долю рынка уже заполнили корейские, немецкие и французские бренды, поэтому сейчас значимая ниша ни для кого не освободится", - отметил Денис Петрунин, генеральный директор ГК "Автоспеццентр".
Впервые драматическое снижение продаж Ford показал в 2014 году, продажи упали на 38%, до 66 тыс. штук (по данным АЕБ). В 2015 году продажи просели еще на 41%, до 38,6 тыс. штук, а марка потеряло место в первой десятке российского рынка. Восстановление в последовавшие годы вернуло марку в десятку по итогам 2018 года - 53,2 тыс. машин, но уже ни одна из моделей марки не входила в топ-25.
"Уход Ford из легкового сегмента российского рынка освобождает достаточно небольшую нишу даже в популярном сегменте кроссоверов, где марка представлена моделью Kuga", - соглашается Анастасия Моргунова, менеджер департамента консалтинга группы автомобильного сектора Deloitte. "Ford своевременно не сформировал стратегию развития на российском рынке, поэтому и стал проигрывать конкурентам", - добавляет Петрунин.
Перспективы в сегменте LCV
"В сегменте LCV у марки сильные позиции, которые могут укрепиться при условии фокуса на данном сегменте," - считает Моргунова.
"Завод в Елабуге будет однозначно производить коммерческие автомобили. Основные продажи у них в коммерческой технике, там они будут показывать рост и дальше", - уверен Игорь Моржаретто, партнер аналитического агентства "Автостат".
Но Петрунин считает, что уход легковых автомобилей Ford с российского авторынка можно трактовать как уход всей марки. "Кроме того, пока непонятно, как долго Ford LCV продержится в РФ. Есть вероятность, что они будут выживать как раз за счет господдержки и за счет поддержки "Соллерс", - отмечает он.
Шансы на возвращение
"В обозримом будущем возвращение Ford на российский рынок маловероятно. Бренд уходит с рынка в тот момент, когда замещение освободившейся ниши другими брендами происходит очень быстро, поэтому производителям дешевле сейчас остаться на рынке, чем потом возвращаться", - считает Петрунин.
Он напоминает, что обещанное недавно возвращение марки Opel идет уже на другой платформе и в составе другого концерна. "В будущем не исключено и возвращение Ford по примеру Opel", - сказала Моргунова.
Поворот судьбы
Как отмечает Моржаретто, легковые мощности Ford в Татарстане вполне могут быть использованы для будущего развертывания производства люксовых автомобилей Aurus. Напомним, что "Соллерс" выступает технологическим партнером этого проекта. "Так, в Елабуге есть достаточного размера камера для покраски автомобилей Aurus, а вот сборку уже самих автомобилей логичней наладить в Набережных Челнах", - полагает эксперт.
"Завод в Набережных Челнах достаточно легко поддается трансформации, к тому же сборка люксовой марки в Елабуге на одной площадке с коммерческой техникой может быть не самым удачным маркетинговым ходом", - добавляет Моржаретто. А вот судьба завода во Всеволожске - скорее всего, в поиске потенциальных покупателей.
О Ford Sollers
Совместное предприятие Ford Sollers было образовано в октябре 2011 года Ford Motor Company и Sollers при равном участии сторон. Предприятие выпускает Ford Focus и Ford Mondeo во Всеволожске (Ленинградская область), Ford Fiesta и Ford Ecosport в Набережных Челнах, а также Ford Kuga, Ford Explorer и Ford Transit в Елабуге (Татарстан).