МОСКВА, 22 апреля. /ТАСС/. Скандал с ухудшением качества российской нефти, поставляемой в Белоруссию, не связан с очередным обострением переговоров между двумя странами, уверены опрошенные ТАСС эксперты. Инцидент вряд ли выйдет за пределы отношений двух компаний и может быть улажен путем выплаты компенсаций по договору поставки, считают они.
Вечером 19 апреля концерн "Белнефтехим" заявил о резком ухудшении качества нефти, поступающей из России по участку магистрального нефтепровода ОАО "Гомельтранснефть Дружба". Сообщалось, что в экспортном сырье превышен уровень органических хлоридов, источник загрязнения был обнаружен на участке Самара - Унеча нефтепровода "Дружба".
В "Белнефтехиме" заявили о намерении требовать с "Транснефти" компенсацию за поставку некачественной нефти. В российской компании заверили, что все претензии будут урегулированы в рамках договора поставки, а нормализовать ситуацию с качеством нефти планируется в начале этой недели. Причиной ухудшения качества сырья в Минэнерго РФ назвали технические проблемы.
Технические проблемы
И хотя инцидент возник в разгар переговоров между Россией и Белоруссией о стоимости транзита нефти и после того, как Москва ввела против Минска ряд ограничений на импорт продовольствия, он не связан с этими вопросами, считают опрошенные ТАСС эксперты.
"Я бы не стал смешивать две эти вещи - ухудшение качества нефти и ход переговоров. Если бы это был целенаправленный акт, то Россия не признавала бы самого факта падения качества нефти и не называла бы участок нефтепровода, где это произошло, не шла бы на диалог. Думаю, что действительно имело место ЧП, и оно ни с чем специально не связано", - рассуждает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
Советник гендиректора "Открытие брокер", доцент РАНХиГС Сергей Хестанов называет нарекания по поводу качества российской нефти в западном направлении хронической проблемой, которая возникает на протяжении десятилетий. "Она вызвана тем, что труба одна, а качество нефти у разных производителей, которые в нее поставляют, отличается. В идеале за счет смешения разных сортов можно удерживать ее характеристики в определенных границах. Но иногда в силу ряда причин это не получается, поэтому такого рода претензии - это событие скорее обычное, чем уникальное", - говорит он.
Оба эксперта соглашаются с тем, что вопрос, скорее всего, будет улажен на уровне компаний. "Вряд ли будут претензии на уровне государств, ведь все моменты по поводу соответствия качества нефти прописаны в контрактах между "Белнефтехимом" и "Транснефтью". Я думаю, что Россия в данном случае заинтересована в формальном исполнении процедур, и, если произошло нарушение, то должен быть выплачен штраф", - резюмирует Юшков.
"Если качество нефти не удовлетворяет стандартам, то технически все равно есть способы ее доработать до того стандарта, когда ее можно дальше перерабатывать. Но это стоит определенных денег. Поэтому, на мой взгляд, наиболее вероятный сценарий разрешения конфликта - это выработка каких-то компенсационных механизмов, по крайней мере многие годы было именно так", - заключает он.
Заплати и спи спокойно
Обещания Белоруссии ограничить транзит нефти из-за проблемы качества вряд ли воплотятся в реальность, считают эксперты. "Каждый год эти трубы планово ремонтируют без остановки прокачки. Сеть трубопроводов позволяет временно перекинуть транспортировку с одной трубы на другую, так как в целом западное направление у нас не дозагружено. Поэтому я думаю, что Белоруссия в этом плане не пойдет на обострение. В противном случае ограничение транзита - это сокращение ее доходов", - говорит Юшков.
Хестанов называет перекрытие транзита "фантастическим сценарием". "Споры между российскими поставщиками углеводородов и белорусскими потребителями были, есть и будут. Это такая рутина, которая сопровождает наши отношения практически все годы сотрудничества", - рассуждает он.
В то же время инцидент не может не повлиять на отношения двух стран в энергетике, отмечает Юшков. Белоруссия, к примеру, может потребовать от России компенсировать упущенную выгоду, которая произошла из-за снижения объемов производства нефтепродуктов, продаваемых на экспорт, допускает он.
Представители "Белнефтехима" и "Транснефти" обсудят вопросы поставок нефти 23 апреля. По словам заместителя премьер-министра Белоруссии Игоря Ляшенко, Белоруссия в результате инцидента понесла как "экономические, так и технические издержки".