МОСКВА, 30 апреля. /ТАСС/. Доля государства составляет более половины экономики РФ, что затрудняет развитие конкуренции, говорится в проекте доклада ФАС о состоянии конкуренции в 2018 году, размещенном на официальном сайте ведомства.
"Доля государственного сектора составляет значительную часть российской экономики и составляет более половины национальной экономики Российской Федерации", - говорится в проекте документа.
Как отмечает ФАС, перед кризисом 1998 года доля государства в экономике России оценивалась примерно в 25%, в 2008 году - уже в 40-45%., к 2013 году она превысила 50%. "В 2017 году, по многим экспертным оценкам, она может превышать уже 60-70%. Следует отметить, что в 2018 году ситуация существенно не изменилась", - отмечает антимонопольное ведомство.
Совокупная доля госкорпораций в экономике России составляет, по различным оценкам, 7-10% ВВП. "Участие государства в рыночных взаимодействиях не только в качестве разработчика правил и гаранта их исполнения, но и в качестве игрока, способного оказывать существенное искажающее воздействие на конкуренцию", - говорится в докладе.
Как отмечается в докладе, созданные на конкурентных рынках ГУПы и МУПы за счет наличия несправедливых преимуществ по сравнению с частными участниками могут своими действиями приводить к ограничению и потенциально - к устранению конкуренции. В то же время необходимость создания таких предприятий на рынках, где уже существует развитая конкуренция, в большинстве случаев не оправдана.
Доля унитарных предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных рынках, от общего количества унитарных предприятий составляет более 50%, в том числе: по операциям с недвижимым имуществом - 16,91%, торговля оптовая и розничная - 8,65%, сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство - 7,49%. Как отмечает ФАС, большая доля присутствия государства в экономике приводит к созданию барьеров для развития малого и среднего предпринимательства, снижению общей производительности труда, сокращению инновационной активности.
Конкуренция на рынке банковских услуг
В ФАС отметили, что состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг в 2018 году в основном можно охарактеризовать как неудовлетворительное.
"Состояние конкурентной среды на рынке банковских услуг в 2018 году в большинстве своем можно охарактеризовать как неудовлетворительное. По мнению ФАС России, это в большей степени обусловлено сохранившей свою актуальность проблемой наличия административных барьеров при предоставлении кредитным организациям доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг и участию в программах льготного финансирования", - отмечается в докладе.
Так, по данным службы, в настоящее время есть не менее 57 нормативных правовых актов федерального уровня, которые устанавливают специальные требования к банкам при предоставлении им доступа к льготному финансированию и праву на отдельные услуги. Как правило, требования содержат условия, связанные с определенным размером капитала банка и фактом госучастия в уставном капитале.
"Предъявление подобных требований приводит к необоснованному получению доступа к оказанию отдельных видов банковских услуг или получению субсидий только ограниченным кругом банков - преимущественно крупных банков с государственным участием", - отмечается в докладе.
Сложившаяся ситуация также дает крупным банкам с госучастием возможность существенно снижать процентные ставки по вкладам при сохранении относительно высоких ставок по кредитам, отмечают в ФАС. Кроме того, есть случаи, когда такие кредитные организации в своей рекламе "акцентируют внимание не на условиях предлагаемых ими услуг, включая стоимость, а именно на наличие в их уставном капитале государственного участия, тем самым создавая ложное впечатление об их исключительной надежности по сравнению с другими банками". "В связи с этим в целях улучшения состояния конкурентной среды на рассматриваемом рынке ФАС России считает необходимым проведение работы по исключению таких необоснованных требований из нормативной правовой базы", - подчеркнули в ФАС.