14 октября 2013, 10:07

СП РФ видит риски непривлечения на приемлемых условиях средств на покрытие дефицита бюджета 2014-2016 годов

Источниками финансирования дефицита будут заимствования на внутреннем и внешнем финансовых рынках, а также средства от приватизации

МОСКВА, 14 октября. /ИТАР-ТАСС/. Счетная палата /СП/ России видит риски непривлечения на приемлемых условиях средств на покрытие дефицита бюджета 2014-2016 годов. Об этом говорится в заключении палаты на проект закона о федеральном бюджете на указанный период.

СП напоминает, что проект федерального бюджета на 2014-2016 годы сформирован с дефицитом, который будет увеличиваться с 0,5% ВВП /389,6 млрд рублей/ в 2014 году до 1% ВВП в 2015 году /796,6 млрд рублей/, в 2016 году он уменьшится до 0,6% ВВП /486,5 млрд рублей/.

Среди источников финансирования дефицита предусматриваются заимствования на внутреннем финансовом рынке /в 2014 году - 808,7 млрд рублей, в 2015 году - 1 трлн 147,5 млрд рублей и в 2016 году - 1 трлн 240,4 млрд рублей/, заимствования на внешнем финансовом рынке /7 млрд долларов ежегодно/, а также средства от приватизации /196,8 млрд рублей, 158,5 млрд рублей и 99,9 млрд рублей соответственно/, суммарно превышающие дефицит федерального бюджета.

"Вместе с тем существуют риски непривлечения для финансирования дефицита федерального бюджета средств за счет размещения на внутреннем рынке государственных ценных бумаг в необходимых объемах на приемлемых условиях, а также недополучения средств от приватизации", - говорится в отчете СП.

Согласно данным контрольного органа, привлечение средств на внутреннем финансовом рынке в 2012 году составило 911,9 млрд рублей, или 69,6% прогнозируемого объема. Поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили в указанный период 43,9 млрд рублей, или 74,7% прогнозируемого объема. В 2013 году по итогам 8 месяцев уровень поступления средств по заимствованиям на внутреннем финансовом рынке составило 42,8% и по поступлению средств от приватизации - 38,7%.

Кроме того, СП обращает внимание на то, что в законопроекте отражены в основном сальдовые показатели источников финансирования дефицита федерального бюджета, при этом некоторые из них носят агрегированный характер, что не обеспечивает достаточную прозрачность законопроекта.

Также недостаточно обоснованы расчеты по заимствованиям у международных финансовых организаций /МФО/, что приводит к увеличению прогнозируемого объема государственного долга перед МФО и расходов на его обслуживание. "В целях повышения обоснованности программ государственных внешних заимствований внесение изменений в действующую программу заимствований на текущий год должно предшествовать либо совпадать по времени с составлением программы заимствований на текущий год и на плановый период", - считают в СП.

Кроме того, целесообразно проработать вопрос о том, чтобы займы МФО для финансирования новых проектов, разработка которых находится на начальной стадии, включались в программу заимствований без указания сумм привлечения, считают аудиторы. "Это позволило бы не планировать на первых порах ассигнования по расходам на обслуживание займов /на выплату начальных единовременных комиссий и оплату процентов/ и точнее прогнозировать объемы долга по займам МФО", - говорится в отчете.