МОСКВА, 7 апреля. /ТАСС/. Меры по ограничению распространения коронавируса сильно ударили не только по туризму, розничному бизнесу и транспорту, но и по нефтеперерабатывающей отрасли из-за снижения спроса на топливо. Однако опрошенные ТАСС эксперты считают, что, несмотря на снижение прибыли, российские НПЗ имеют достаточный запас прочности, чтобы пережить это непростое для них время.
Министр энергетики Александр Новак ранее говорил, что в Москве потребление бензина на автозаправочных станциях уже снизилось на 20-30%, а в дальнейшем оно может упасть и до 40%, что приводит к сокращению прибыли НПЗ.
При этом этот процесс не компенсируется снижением цены нефти, так как НПЗ из-за особенности налоговой системы России получают компенсацию в виде отрицательного акциза при высокой стоимости нефти, а при очень низкой - наоборот, должны платить государству сверхприбыли по компенсационному механизму - демпферу. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет РФ в 2020 году 700 млрд рублей при цене нефти $25-30 за баррель, поэтому низкая стоимость сырья особо не влияет на маржинальность заводов.
Более того, российская нефтепереработка может последовать примеру европейских НПЗ и сократить загрузку установок, так как рентабельность большинства НПЗ в РФ уже сегодня находится около нуля, и некоторые из них несут убытки, считает консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. "В апреле снижение загрузки вряд ли будет обвальным, а в мае - июне уровень производства будет определяться исходя из темпов восстановления спроса и заполненности хранилищ", - добавил он.
Аналитик "Финам" Алексей Калачев отметил, что российские НПЗ имеют возможность весной взять небольшую передышку за счет проведения в этот период плановых ремонтов. "Спрос будет падать. Судя по оперативным данным, производство на НПЗ немного снизилось уже в первом квартале, причем в апреле ситуация усугубится. С другой стороны - этот период можно использовать для плановых ремонтов, но если смотреть в целом, то положение у нефтепереработчиков достаточно жесткое, особенно с учетом работы демпфера, который тяжким бременем лежит на производителях", - добавил он.
Нужно ли бояться импортного бензина
Из-за того, что в ряде стран Европы спрос на бензин и дизель сократился на 70%, разница между стоимостью нефтепродуктов и нефти в марте упала до отрицательных значений, то есть тонна бензина в некоторых отрезках времени стоила дешевле сырья. Евгений Тыртов не исключил, что когда спрос в России постепенно начнет восстанавливаться зарубежные НПЗ, которые не ограничены российской системой налогообложения, могут начать поставлять свою продукцию в Россию.
"Премия при поставках из-за рубежа по автомобильным бензинам сегодня составляет 16,5 тысяч рублей за тонну, а по дизельному топливу - около 10 тыс. руб./т. Таким образом, из-за необходимости выплат по демпферу отечественные НПЗ не смогут конкурировать с импортными поставками. Поэтому механизм должен быть скорректирован, поскольку изначально был рассчитан на другой диапазон цен", - сказал он.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков тоже допустил начало поставок топлива из-за рубежа, но, на его взгляд, эти объемы не будут значительны.
"Я думаю, что в приграничье возможны какие-то поставки из-за рубежа, но массовым явлением это не станет. С учетом затрат на транспорт я сомневаюсь, что они обойдутся дешевле. Но, даже если возникнет такая проблема (резкий рост импорта бензина), то государство сможет пойти на изменение демпфера и налогообложения, чтобы удержать рынок", - пояснил он.
Калачев добавил, что поток импортного топлива можно остановить и заградительными пошлинами, плюс у зарубежных НПЗ просто может не хватить времени, чтобы наладить такие поставки.
Разорятся ли НПЗ
Эксперты считают, что российской нефтепереработке предстоит пережить непростое время. Спрос на топливо будет сокращаться, особенно если власти введут еще более жесткие ограничительные меры на передвижение граждан. "Компании недосчитаются прибыли, но я сомневаюсь, что это приведет к банкротству НПЗ, так как почти вся она принадлежит вертикально-интегрированным компаниям. Они выдержат и никто не разорится", - уверен Юшков.
Он добавил, что труднее всего придется независимым заправкам. Эксперт не исключил, что ряд сетей АЗС может стать банкротами, но, на его взгляд, это не будет носить массового характера.
Что касается НПЗ, то аналитики настроены более оптимистично. "Я видел данные, что в московском регионе продажи на АЗС упали на 30-40%, но я не вижу в этом большой катастрофы по сравнению с другими отраслями: туризмом, транспортными перевозками. Тут нужно понимать, что пусть беда и общая - но НПЗ не пропадут", - подытожил Калачев.