17 декабря 2013, 07:09

Счетпалата отмечает неэффективность управления особыми экономическими зонами

Счетная палата Российской Федерации. ИТАР-ТАСС/ Павел Смертин
Счетная палата Российской Федерации

Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию было введено только 156

МОСКВА. 17 декабря. /ИТАР-ТАСС/. Счетная палата (СП) России отмечает неэффективность управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ) и расходования выделенных бюджетных средств, говорится в сообщении контрольного ведомства.

СП отмечает, что до настоящего времени отсутствует документ, определяющий стратегию развития ОЭЗ в Российской Федерации, конкретные цели и задачи государства в данной области и пути их реализации.

Как показывают результаты проверки, всего за семь лет в ОЭЗ государство вложило почти 122 млрд руб. Из них свыше 94 млрд руб. составляют взносы в уставные капиталы управляющих компаний, 27,5 млрд руб. направлено регионами напрямую на строительство отдельных объектов. Фактически к 2013 году управляющими компаниями были выполнены работы на сумму 52 млрд руб., что составляет всего 26% ожидаемой до 2017 года стоимости строительства, а с учетом работ, оплаченных регионами, - около 40% стоимости.

"Это недостаточный уровень для эффективного развития особых экономических зон", - отмечает аудитор СП Александр Жданьков.

Из запланированных 206 объектов в эксплуатацию было введено только 156, при этом темпы строительства в 2012 году серьезно замедлились: годовой план строительства выполнен всего на 15%. За девять месяцев 2013 года значительного роста объемов строительства и, соответственно, оплаты выполненных работ также не произошло. Рост составил около 10%, отмечают в СП.

Неэффективные ОЭЗ

Туристические и портовые ОЭЗ работают неэффективно, условно эффективны лишь промышленные и технико-внедренческие ОЭЗ. К такому выводу пришли аудиторы СП.

Оценивая эффективность функционирования ОЭЗ по конкретным типам, СП отмечает, что условно эффективной можно признать только деятельность ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. В то же время ведомство подчеркивает необходимость совершенствования их работы по отдельным направлениям, в том числе более активного привлечения резидентов, проведения ревизии выполнения резидентами условий соглашений о ведении деятельности, корректировки бизнес-планов потенциальных резидентов в части оценки финансовой устойчивости, анализа причин замедления темпов строительства инфраструктуры.

Что касается деятельности зон туристско-рекреационного и портового типов, то, согласно результатам проведенного аудита, в настоящее время она является неэффективной.

"Из пяти рассматриваемых зон туристско-рекреационного типа функционируют четыре. При этом уровень достижения показателей деятельности ОЭЗ в Алтайском крае имеет средние значения, в прочих - низкие. Из трех созданных портовых ОЭЗ функционирует лишь одна - в Ульяновской области - и за проверяемый период имеет достаточно низкие показатели деятельности", - констатировал Жданьков.

Аудиторы Счетной палаты указывают на низкое качество планирования, в частности на завышение объемов взноса в уставный капитал ОАО "ОЭЗ" из федерального бюджета, ежегодное неисполнение инвестиционных планов, несвоевременность корректировки перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ.

Экономическая эффективность - 80 коп. на 1 руб.

В результате все это привело к формированию значительных остатков неиспользуемых средств, сумма которых на 1 января 2013 года составила 35 млрд руб., или почти 40% выделенных государственных средств. Из них 22,6 млрд руб. - это свободные, незаконтрактованные средства.

Проведенный аудит также показал, что финансовое положение ряда управляющих компаний на протяжении последних лет ухудшается, растут расходы на содержание построенных объектов. Получаемые управляющими компаниями доходы от использования объектов ОЭЗ позволяют возместить не более 40% расходов.

"Рост доходов управляющих компаний ограничивают льготные ставки арендной платы для резидентов, неполная загрузка мощностей имеющихся объектов, частичное или полное отсутствие потребителей услуг в пределах некоторых ОЭЗ. При этом ни Минэкономразвития, ни ОАО "Особые экономические зоны" управленческих решений в данной ситуации не принимают", - отметил Жданьков.

Он также сообщил, что в ходе контрольного мероприятия были установлены факты неэффективного и нецелевого расходования средств уставного капитала ОАО "ОЭЗ". Так, средства в объеме 93 млн руб. были использованы на ОЭЗ в Краснодарском крае и Калининградской области, которые досрочно закрыты, а также на ОЭЗ в Красноярском крае, которая в итоге так и не была создана. Не по целевому назначению были использованы средства в сумме 23,6 млн руб., которые пошли на разработку концепции развития ОЭЗ в Приморском крае. При этом к строительству инфраструктуры данный документ отношения не имеет, а фактически является результатом маркетингового исследования.

Экономическая эффективность - 80 коп. на 1 руб. вложенных средств

Кроме того, в СП отмечают, что по состоянию на 1 января 2013 года в ОЭЗ зарегистрировано 323 резидента. Объем вложенных резидентами инвестиций увеличился в 2012 году до 70 млрд руб. (18% заявленного объема). Резидентами технико-внедренческих зон зарегистрированы права на 336 объектов интеллектуальной собственности, 53 разработки внедрены в производство.

Общий объем налоговых льгот и таможенных преференций, полученных резидентами, превысил 6,5 млрд руб. В виде налоговых отчислений бюджет получил 8 млрд руб. (за счет ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов). Экономическая эффективность функционирования ОЭЗ оценивается 80 коп. на 1 руб. вложенных государственных средств, в основном за счет инвестиций резидентов ОЭЗ в Республике Татарстан и Липецкой области.

"Итоги контрольного мероприятия позволяют признать систему управления ОЭЗ условно эффективной с необходимостью дальнейшего совершенствования по отдельным направлениям, в частности доработки нормативно-правовой базы, усиления контроля за деятельностью управляющих компаний и расходованием средств, направленных в качестве взносов в их уставные капиталы, а также определения стратегии деятельности по обеспечению инвестиционной привлекательности ОЭЗ", - резюмировал Александр Жданьков.

Неудовлетворительная работа

В сентябре министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев говорил о неудовлетворительной работе ОЭЗ, на счетах которых скопилось 40 млрд руб. неиспользуемых средств. "К сожалению, те большие средства, которые выделялись, не использовались целевым образом в должном объеме", - говорил министр.  "Мы сейчас принимаем меры, чтобы финансирование соответствующих работ технико-внедренческих и производственных зон максимально активизировалось, - сказал он. - Мы хотим сосредоточиться именно на этих зонах". Министр напомнил, что есть примеры успешной работы таких зон в Татарстане, Липецкой и Ульяновской областях.

В июле 2013 глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление, которым утвердил правила эффективности ОЭЗ, которые уточняют и расширяют прежние и также вводят более гибкую систему оценки их эффективности, писала "Российская бизнес-газета". По новым правилам показатели оценки распределяются на две группы - абсолютные и относительные показатели, - приводит издание слова главы РосОЭЗ Михаила Трушко. В группу абсолютных показателей входят количество заявленных резидентов (привлеченных и выбывших), объем фактических инвестиций, осуществленных как действующими, так и выбывшими резидентами, объем государственных вложений в инфраструктуру, количество созданных новых рабочих мест, выручка действующих резидентов, объем налоговых отчислений резидентов, объем используемых налоговых льгот, объем таможенных платежей, уплаченных резидентами ОЭЗ, а также количество введенных в эксплуатацию объектов инфраструктуры и объем не освоенных РосОЭЗ средств.

Относительные показатели отражают эффективность работы управляющей компании, резидентов ОЭЗ, эффективность государственных вложений в инфраструктуру и качество влияния ОЭЗ на социально-экономическое развитие региона присутствия. Для каждого типа ОЭЗ предусмотрены дополнительные показатели. В целом оценка эффективности определяется через соотношение фактических показателей к прогнозно-плановым. Итоговая комплексная оценка деятельности той или иной ОЭЗ выражается по пятибалльной шкале, объяснял Трушко.