"Восточное партнерство" (ВП; Eastern Partnership) - многосторонняя программа Европейского союза (ЕС), направленная на развитие регионального сотрудничества с шестью бывшими республиками СССР - Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной.
Программа была инициирована министрами иностранных дел Швеции и Польши Карлом Бильдтом и Родославом Сикорским в мае 2008 г., в декабре того же года ее одобрили лидеры стран Евросоюза. На саммите ЕС в марте 2009 г. был утвержден план, предусматривающий создание структур и базы отношений между ЕС и шестью государствами Восточной Европы и Кавказа. Официально программа была запущена 7 мая 2009 г., ее реализация контролируется Европейской комиссией (исполнительный орган ЕС).
Основные задачи ВП - сближение и углубление сотрудничества государств Восточной Европы и Южного Кавказа с Европейским союзом, создание условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции как между ЕС и государствами ВП, так и между самими государствами ВП. ЕС разработал три направления работы с членами "Восточного партнерства" - подготовка к введению безвизового режима, создание зоны свободной торговли с каждой из стран и подключение их к европейской энергетической системе.
В настоящее время работа проходит по формуле "28 плюс 6" (28 стран ЕС). Высшим органом являются встречи глав государств и правительств (саммиты), которые проводятся раз в два года. Первый саммит состоялся в Праге в мае 2009 г., второй - в сентябре 2011 г. в Варшаве, третий - в ноябре 2013 г. в Вильнюсе.
Ежегодно весной встречаются министры иностранных дел. Дважды в год проходят встречи старших должностных лиц по четырем тематическим направлениям (платформам) - демократия, управление и стабильность; экономическая интеграция с ЕС; энергетическая безопасность; контакты между людьми. В декабре 2009 г. была учреждена парламентская ассамблея "Евронест" (Euronest PA), насчитывающая 120 членов - 60 членов от Европарламента и по 10 депутатов от каждой из 6 стран. Сессии проводятся раз в год (первая - в мае 2011 г., последняя - в марте 2015 г. в Ереване) в одной из шести стран-участников партнерства или в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге, где проходят заседания органов ЕС.
Важным шагом на пути дальнейшей интеграции "шестерки" в европейское социально-экономическое и политическое пространство являются соглашения об ассоциации, которые, однако, не предусматривают членства в ЕС. Они призваны заменить действующие с конца 1990-х гг. соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС), определяющие отношения ЕС с этими странами (за исключением Белоруссии, т.к. СПС с этой страной не вступило в силу). Составной частью соглашения об ассоциации является соглашение о зоне свободной торговли, оно касается не только устранения таможенных барьеров и торговых квот, но и объединения торгового законодательства стран-партнеров с правовыми нормами ЕС.
Украина подписала политический блок соглашения об ассоциации с ЕС в марте 2014 г., экономическую часть - в июне 2014 г. Грузия и Молдавия обе части соглашения подписали в июне 2014 г. Армения отказалась от подписания документа в связи со вступлением в Евразийский экономический союз (ЕАЭС, январь 2015). Белоруссия (также член ЕАЭС с января 2015) и Азербайджан не начинали переговоры по соглашению об ассоциации.
Таким образом ЕС заключила соглашения об ассоциации с тремя из шести участников программы - Грузией, Молдавией и Украиной. Парламенты этих стран уже ратифицировали соглашения. Одобрены они и Европарламентом и теперь, для того чтобы вступить в силу, должны быть ратифицированы парламентами всех 28 стран ЕС. Однако решением Совета ЕС Грузия и Молдавия начали их временное применение уже 1 сентября 2014 г. Украина приступила к применению политической части соглашения в ноябре 2014 г., реализация экономической части отложена до 1 января 2016 г.
От предстоящего саммита "Восточного партнерства" Украина, Молдова и Грузия ожидают принятия решения о безвизовом режиме с ЕС.
Многие эксперты считают, что Брюссель начнет процесс пересмотра "Восточного партнерства". Необходимость в этом продиктована кризисом на Украине и необходимостью применения более гибких подходов по отношению к восточным соседям ЕС. Предложения переформатировать эту программу впервые были озвучены после Вильнюсского саммита в 2013 г. министрами иностранных дел стран "Веймарского треугольника" - Германии, Польши и Франции.