19 июня 2014, 13:56

Амнистия капитала. Досье

Михаил Метцель/ ТАСС

ТАСС-ДОСЬЕ /Антон Уриновский/. Амнистия капитала подразумевает легализацию скрытых от налогообложения доходов в обмен на частичное погашение налоговой задолженности в бюджет государства.

Среди успешных примеров подобных кампаний - налоговая амнистия 1988 г. в Ирландии, во время которой не перечислившие вовремя подоходный налог жители республики могли его выплатить без штрафных санкций. В результате этой акции бюджет Ирландии получил около $700 млн.

Еще более результативной стала амнистия капиталов в Италии в 2001-02 гг. Тогда жители страны могли легализовать все свои доходы, в том числе хранящиеся за рубежом, выплатив в казну 2,5% от их общей суммы или купив гособлигаций на 12% от стоимости сокрытого имущества.

За первые два месяца после объявления амнистии в Италию удалось вернуть капитал в размере 61 млрд евро, только единовременный налог с возращенных активов принес в бюджет страны 1,4 млрд евро.

Менее удачные налоговые амнистии, доходы от которых не соответствовали ожиданиям властей, проводились во Франции (1982, 1986 гг.), Аргентине (1987 г.), Ирландии (1993 г.) и Бельгии (2004 г.).

В России первая налоговая амнистия была объявлена указом президента РФ Бориса Ельцина в 1993 г.: тогда в течение 1 месяца и 3 дней физические и юридические лица могли добровольно выплатить недоимки, не опасаясь преследования. Однако этим правом воспользовались только около 2 тыс. человек, что не оправдало ожиданий правительства.

Законопроекты о налоговых амнистиях в 1995, 1998 и 2002 гг. не были приняты парламентом.

1 марта 2007 г. в России вступил в силу федеральный закон "Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами", который позволял до конца года гражданам и индивидуальным предпринимателям задекларировать свои доходы и уплатить по ним налоги по ставке 13%.

Итоги этой налоговой амнистии в большинстве СМИ сочли неудовлетворительными, так как в бюджет благодаря ей поступило только 3,7 млрд рублей (всего в 2007 г. было собрано 7,8 трлн рублей налогов и сборов).

Среди причин неудачи кампании называлось плохое информирование и расплывчатость формулировок: в частности, не было ясно, освобождает ли она от ответственности тех, против кого уже заведено дело о неуплате налогов. Также у закона были узкие временные рамки - всего два года: учитывались доходы, полученные до 1 января 2006 г.

Участие в амнистии не имело смысла для тех, кто не задекларировал свои доходы в период до 1 января 2004 г. из-за исковой давности - налоговые службы по закону не имели права взыскивать недоимки старше трех календарных лет, если по ним не было искового заявления.