4 июля 2014, 09:40

Вооруженные силы Ирака после 2003 года. Досье

К проведению антитеррористической операции против группировки "Исламское государство"

С 10 июня 2014 года террористическая исламистская группировка "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ, с 29 июня - "Исламское государство") предприняла массированное наступление на центральные провинции Ирака. Боевикам ИГИЛ (по некоторым данным, общая численность группировки около 12 тыс. бойцов) противостояли правительственные войска, численностью в несколько раз превышающей отряды джихадистов. На начальном этапе наступления ИГИЛ правительственные войска не оказали серьезного сопротивления. Так, Мосул, который охраняли 30 тыс. бойцов правительственных войск, был взят группой террористов численностью не более 1 тыс. Стремясь отрезать Иракский Курдистан от остальной части страны, боевики ИГИЛ 10 июня взяли Мосул, 11 июня - Тикрит и еще десятки городов к северу от Багдада.

К 1990 году иракская армия считалась одной из самых боеспособных на Ближнем Востоке. Армия Саддама Хусейна насчитывала более 1 млн солдат и офицеров, на вооружении имелись 6-6,7 тыс. танков, 5-8 тыс. БРМ, БМП и БТР, 3-5 тыс. буксируемых орудий и тяжелых минометов, 1,5 тыс. ПТРК и около 1 тыс. орудий зенитной артиллерии.

После поражения Ирака в ходе операции США и стран коалиции "Буря в пустыне" в 1991 году, а также санкций, введенных накануне войны в 1990 году, боеспособность иракской армии резко снизилась: количество вооружений сократилось в 2-3 раза, число корпусов уменьшилось с 8 до 7, дивизий - с 60 до 24.

В 2002 году иракская армия насчитывала около 430 тыс человек, элитная Республиканская гвардия, сформированная из представителей племен провинции Салах-эд-Дин, родины Саддама Хусейна, - 80 тыс. человек, подготовленных резервистов - 650 тыс. На вооружении находились 2,2 тыс. танков, 2,4 тыс. артиллерийских стволов, 4,4 тыс. бронемашины. ВВС состояли из 350 боевых самолетов и 500 вертолетов. Действовала разветвленная сеть служб безопасности.

23 мая 2003 года иракские вооруженные силы были распущены Временной коалиционной администрацией, созданной после вторжения 20 марта 2003 в Ирак сил коалиции во главе с США.

Новая иракская армия формировалась в 2003-2009 гг. при содействии вооруженных сил США и НАТО. К концу июня 2003 года были набраны первые 44 тыс. новобранцев. Командиром группы подготовки иракских вооруженных сил от Временной коалиционной администрации был назначен генерал-майор ВС США Пол Итон. В августе 2003 года Временный управляющий совет Ирака (новые власти страны) объявил о создании новой иракской армии.

3 сентября 2003 года Временной коалиционной администрацией учрежден Корпус гражданской обороны Ирака в качестве временного формирования, на которое были возложены функции службы безопасности, а также аварийно-спасательной службы. Корпус должен был участвовать в военных операциях сил коалиции. Однако уже в апреле 2004 года один из батальонов корпуса отказался воевать с повстанцами в Эль-Фаллудже. Американские власти расформировали корпус и приступили к созданию структур безопасности. Непосредственное участие в создании этих структур и подготовке персонала приняли участие командующие Многонациональными силами коалиции американские генералы Джордж Кейси (2004-2007) и Дэвид Петрэус (2007-2008). 22 апреля 2004 года было учреждено министерство обороны Ирака.

После роспуска Временной коалиционной администрации 28 июня 2004 г. по просьбе нового иракского правительства силы коалиции остались в Ираке с целью оказания содействия в дальнейшем формировании и обучении вооруженных сил и сил безопасности страны. В 2006 году США обучили и передали под контроль иракского командования 10 дивизий, включая подразделения "командос". С июля 2006 года по июнь 2009 года силы коалиции поэтапно передавали национальной армии контроль над иракской территорией. Последние части вооруженных сил США покинули Ирак 18 декабря 2011 года. Остались лишь 157 американских военнослужащих при посольстве США и небольшой контингент морских пехотинцев для охраны дипмиссии.

В соответствии с доктриной, разработанной американскими стратегами для вооруженных сил Ирака, главная задача иракской армии сводилась к борьбе с террористами и обеспечению внутренней безопасности. В 2004-2013 гг. иракские вооруженные силы лишь однажды участвовали в масштабной военной операции - во время сражений с шиитской группировкой "Армия Махди" Муктады ас-Садра на юге страны в 2008 году, и то при поддержке подразделений США.

В подчинении министерства обороны находятся Объединенные вооруженные силы Ирака (армия, военно-воздушные силы и военно-морские силы). Командование вооруженными силами осуществляется через штабы Объединенного оперативного командования в провинциях Анбар, Басра, Дияла, Кербела, Найнава и Сулеймания. Начальник Штаба Объединенных вооруженных сил Ирака, его помощники, командиры дивизий, а также директор Национальной разведывательной службы утверждаются парламентом по представлению кабинета министров. Министром обороны Ирака с 2011 года является Саадун ад-Дулейми, начальником штаба Объединенных вооруженных сил Ирака - генерал-лейтенант Бабекер Шавкат Зибари.

Общая численность Объединенных вооруженных сил на 1 января 2012 года составляла около 280 тыс. человек. В середине июня 2014 в ходе боев с ИГИЛ к иракской регулярной армии присоединились около 2 млн добровольцев.

Отдельной структурой являются формирования "пешмерга" - курдские вооруженные отряды, фактически выполняющие роль регулярной армии в Иракском Курдистане, подчиняющиеся руководству автономии. Их численность оценивается в 200 тыс. бойцов.

К лету 2014 года на вооружении иракской армии имелись автоматы Калашникова АКМ, их аналоги китайского производства, а также поставленные США уже после 2003 года автоматы M16A2, M16A4 и М4. Механизированные пехотные бригады были оснащены в основном танками Т-54 и Т-55, боевыми машинами пехоты, 77 танками советского производства Т-72. К этому времени были поставлены по крайней мере, 420 американских танков M1A1 Abrams и 400 БМП типа Stryker для элитных иракских армейских подразделений; 175 управляемых ракет класса "воздух - земля" Hellfire; более 11 млн патронов, тысячи пулеметов, снайперских винтовок. На вооружении ВВС Ирака имелись, по крайней мере, 36 американских истребителей F-16, вертолеты Белл IA-407; 10 разведывательных беспилотных самолетов ScanEagle. Вертолетный парк с 2013 года пополнился российскими боевыми вертолетами. Закуплены 40 боевых вертолетов Ми-35 и Ми-28Н "Ночной охотник", а также спецсредства для борьбы с террористами. Во второй половине июня 2014 года Ирак получил от России 10 истребителей Су-25. Военно-морские силы Ирака насчитывали 57 патрульных и десантных катеров. В основном это патрульные катера береговой охраны фирмы Swiftships, а также малые катера типа Predator и Fatah. Суда базируются в порту Умм-Каср.

К 2014 году ВС Ирака так и не восстановили свою довоенную (до 2003г.) боеспособность. Слабые противовоздушная оборона, военно-воздушные силы, недостаток дисциплины, низкий разведывательный потенциал стали причиной неспособности вооруженных сил выполнять задачи защиты границ и борьбы с терроризмом. Как отмечают военные эксперты, слабым местом в иракской армии является также логистика и система обеспечения. Распространено дезертирство. Жалование военнослужащим выплачивается нерегулярно.