24 мая, 07:28

История российско-белорусских отношений

Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин. Рамиль Ситдиков/ POOL/ ТАСС
Президент Белоруссии Александр Лукашенко и президент России Владимир Путин

Президент России Владимир Путин 24 мая 2024 года проведет в Минске переговоры со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко

ТАСС-ДОСЬЕ. 24 мая 2024 года президент России Владимир Путин проведет в Минске переговоры со своим белорусским коллегой Александром Лукашенко.

ТАСС подготовил материал о российско-белорусских отношениях.

Законодательные основы сотрудничества

Дипломатические отношения между странами установлены 25 июня 1992 года. Взаимодействие России и Белоруссии строится на Договоре о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве, подписанном 21 февраля 1995 года.

К настоящему времени договорно-правовая база российско-белорусского сотрудничества насчитывает более 300 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.

2 апреля 1996 года президенты двух стран подписали Договор об образовании Сообщества России и Белоруссии, которое 2 апреля 1997 года было преобразовано в Союз России и Белоруссии (этот день отмечается как День единения народов двух стран). 8 декабря 1999 года образовано Союзное государство (договор о его образовании вступил в силу 26 января 2000 года, является бессрочным).

Россия и Белоруссия сотрудничают в рамках СНГ (с 1991 года), ОДКБ (с 2002 года), Таможенного союза (с 2010 года) и Единого экономического пространства (с 2012 года). С 2015 года являются членами Евразийского экономического союза, в который также входят Казахстан, Армения и Киргизия.

Интеграция в рамках Союзного государства

Процесс интеграции двух государств продолжается на протяжении более двадцати лет, осложняясь различиями стратегических интересов сторон и рядом экономических проблем в отношениях России и Белоруссии. Согласно договору о Союзном государстве 1999 года, создание объединения предполагает принятие конституции союза и учреждение наднациональных органов (в том числе двухпалатного парламента, суда, счетной палаты), формирование единого экономического пространства, введение общей валюты и создание единого эмиссионного центра, объединение энергетических систем, согласование торговой и таможенно-тарифной политики, введение единой налоговой системы и другое. Однако до сих пор эти процессы не завершены.

В декабре 2018 года президенты РФ и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко приняли решение об образовании межправительственной рабочей группы по развитию интеграции. К 1 ноября 2019 года стороны подготовили проекты 31 дорожной карты (союзных программ) с перечнем мер по созданию общих рынков в различных отраслях (позднее число дорожных карт было снижено до 28). Эти шаги включают, в частности, унификацию налогового законодательства, создание условий для функционирования общих нефтегазового, промышленного, сельскохозяйственного и транспортного рынка и другое.

9 сентября 2021 года на переговорах в Москве президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко согласовали 28 союзных программ (дорожных карт) дальнейшей интеграции двух стран. 10 сентября 2021 года в Минске дорожные карты одобрил Совет министров Союзного государства. Стороны договорились о создании единых рынков газа, нефти и нефтепродуктов, а также электроэнергии. Предполагается, что договор по газу будет заключен до 1 декабря 2023 года. Цена на газ для Белоруссии в 2022 году останется на уровне 2021 года - $128,5 за тысячу кубометров. Москва и Минск договорились также проводить единую макроэкономическую политику, гармонизировать денежно-кредитную политику, создать общее платежное пространство на территории Союзного государства (вопрос введения единой валюты пока отложен). Стороны пришли к согласию о переходе к единой промышленной политике и общему доступу к государственным закупкам и госзаказу, гармонизации таможенного и налогового законодательства (включая единые подходы к взиманию косвенных налогов), отмене роуминга, а также достигли договоренностей о выработке единых подходов к законодательству в трудовой и социальной сферах.

4 ноября 2021 года на заседании Высшего госсовета, прошедшего в режиме видеоконференции, Владимир Путин и Александр Лукашенко утвердили союзные программы, обновленную военную доктрину и миграционную концепцию.

15 февраля 2023 года Россия и Белоруссия заключили межправительственное соглашение о единой промышленной политике с целью импортозамещения и ускорения процессов локализации производства в Союзном государстве. Согласно документу, единая промышленная политика будет реализовываться посредством расширения механизмов поддержки проектов в Союзном государстве, снижения барьеров, стимулирования развития новых видов конкурентоспособной продукции, создания условий для использования прогрессивных финансовых продуктов.

Российские кредиты Белоруссии

Россия регулярно предоставляет Белоруссии кредиты для укрепления ее финансовой стабильности, в том числе для погашения и обслуживания госдолга и пополнения золотовалютных резервов. Согласно сведениям РБК, полученным от белорусского Минфина, с 2008 года российское правительство и ВЭБ.РФ выдали Белоруссии по меньшей мере восемь кредитов. По состоянию на июнь 2019 года сумма задолженности Белоруссии по государственным кредитам, предоставленным РФ, составляла $7,55 млрд. Просроченных обязательств у республики не было.

В 2019 году Белоруссия рассчитывала получить новый госкредит от России в объеме около $630 млн, которые планировала направить на рефинансирование долговых обязательств перед РФ. Однако, по словам министра финансов республики Максима Ермоловича (занимал этот пост в 2018-2020 годах), впоследствии "возникли проблемы" с привлечением этих средств. В связи с этим белорусская сторона начала прорабатывать альтернативные пути решения вопроса. 16 декабря 2019 года Белоруссия подписала с Китаем соглашение о предоставлении срочного кредита на сумму 3,5 млрд юаней (около $500 млн).

21 декабря 2020 года правительство РФ одобрило проект соглашения о предоставлении Белоруссии кредита в 2020-2021 годах на $1 млрд двумя траншами по $500 млн. По информации Минфина РФ, дополнительные средства необходимы Белоруссии для финансирования прогнозируемого дефицита консолидированного бюджета, а также для обеспечения качественной медицинской помощи и сбалансированности бюджетной политики. 30 декабря Белоруссия получила первый транш в размере $500 млн, 2 июня 2021 года - второй.

9 сентября 2021 года в Москве на пресс-конференции по итогам встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко президент РФ Владимир Путин сообщил, что общий объем кредитов Москвы Минску с сентября 2021 года до конца 2022 года составит около $630-640 млн.

16 ноября 2022 года Белоруссия и Россия подписали соглашение о выделении Минску 105 млрд российских рублей для реализации проектов в сфере импортозамещения. Предусматривается, что выполняться проекты будут в Белоруссии в кооперации с российской стороной. В апреле 2024 года президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что более 80 млрд рублей из этого кредита уже осваиваются.

5 декабря 2022 года российская сторона ратифицировала документы по условиям кредитных соглашений с Белоруссией. Платежи в счет погашения задолженности по всем госкредитам с марта 2022 года по апрель 2023 года в общей сумме $1,4 млрд перенесены на 2028-2033 годы. Кроме того, изменена процентная ставка с плавающей (привязанной к стоимости федерального займа) на фиксированную - 12% годовых.

Поставки российской нефти, налоговый маневр

Россия - основной поставщик нефти и газа в Белоруссию, нефтеперерабатывающие заводы республики работают на российском сырье. Для Минска реэкспорт сырой и переработанной нефти, полученной из РФ и не облагаемой пошлиной, являлся одним из главных источников экспортных доходов. Однако в 2018 году Россия приняла решение о проведении налогового маневра в нефтяной сфере. Он предусматривал поэтапное снижение в 2019-2024 годлах экспортной пошлины на нефть с 30% до нуля с одновременным повышением налога на добычу полезных ископаемых. При этом российские власти объявили о компенсации убытков своим нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ). Белорусским НПЗ льготы были не предусмотрены. Бюджет республики лишился важной части своего дохода. Цена сырья для Минска увеличилась, реэкспорт нефтепродуктов стал невыгодным. Власти Белоруссии оценили ущерб от налогового маневра к 2024 году в $11 млрд.

В конце 2019 года президенты России и Белоруссии обсудили вопрос о налоговом маневре на встречах в Сочи и Санкт-Петербурге 7 и 20 декабря. Итоги переговоров не разглашались, однако по словам Александра Лукашенко, стороны достигли "концептуальных договоренностей" по энергоносителям.

31 декабря 2019 года срок контрактов на поставку российской нефти истек, и с 1 января 2020 года белорусские НПЗ работали при минимальной загрузке. Из российских компаний поставки продолжила только группа "Сафмар". На этом фоне Белоруссия начала закупать нефть у альтернативных поставщиков в Саудовской Аравии, Норвегии, Азербайджане, США.

В конце марта 2020 года была достигнута договоренность о возобновлении поставок российской нефти в республику с 1 апреля. Компании из РФ согласились снизить размер премии поставщику с 11,7 до $4,7 за тонну, причем эти средства должны быть компенсированы из российского бюджета.

13 июля 2021 года в Санкт-Петербурге в ходе встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко стороны достигли договоренностей об объемах кредитной поддержки в связи с налоговым маневром в РФ (подробности не разглашались).

3 октября 2022 года Россия и Белоруссия подписали договор об общих принципах налогообложения по косвенным налогам (вступил в силу 31 января 2023 года). Премьер-министр Белоруссии Роман Головченко заявил, что подписание этого документа решило для белорусской стороны вопрос по налоговому маневру. В рамках унификации правил и принципов взимания косвенных налогов с РФ белорусские нефтепереработчики теперь могут рассчитывать на механизм компенсации налогового маневра, который применяется в России.

Как сообщил министр финансов Белоруссии Юрий Селиверстов в октябре 2023 года, власти республики планируют в 2024 году направить национальным нефтепереработчикам более 61 млрд российских рублей, полученных за счет поступления из России бюджетного трансфера в рамках компенсации налогового маневра.

Транзит белорусских нефтепродуктов и внешнеторговых грузов через порты РФ

После президентских выборов 9 августа 2020 года, победу на которых вновь одержал Александр Лукашенко, в республике начались акции протеста. Итоги голосования не признали США и Евросоюз, особенно резкую позицию заняли страны Балтии. В сентябре 2020 года в ходе визита премьер-министра России Михаила Мишустина в Белоруссию стороны договорились проработать вопрос перенаправления потоков белорусских нефтепродуктов из литовских портов в Россию. Евросоюз в июне 2021 года ввел секторальные санкции в отношении Белоруссии, которые предусматривают в том числе запрет на торговлю и транзит отдельных видов калийных удобрений. Минфин США ввел санкции в отношении ОАО "Беларуськалий". Литва аннулировала договор о транзите белорусских удобрений.

Минск и Москва в ответ на действия Запада подписали два базовых соглашения - о перевалке нефтепродуктов (19 февраля 2021 года) и транзите внешнеторговых грузов (29 сентября 2022 года), в первую очередь калийных, азотных удобрений, продукции металлургии и деревообработки. В настоящее время белорусские грузы экспортируются через 20 российских портов.

Перевалка белорусских нефтепродуктов через российские порты за 2021 год составила 2,13 млн тонн, в 2022 году - 3,7 млн тонн. В 2023 году по территории России в третьи страны было перевезено более 5,9 млн тонн нефтепродуктов и 9,5 млн тонн удобрений из Белоруссии (данные пресс-службы правительства РФ). В феврале 2024 году посол Белоруссии в РФ Дмитрий Крутой сообщал, что по итогам 2023 года объем перевалки белорусских экспортных грузов через российскую морскую портовую инфраструктуру составил 14,1 млн тонн.

Ценообразование на российский газ

Ежегодно Белоруссия импортирует из РФ около 20 млрд куб. м газа.

Цена на российский газ для Белоруссии, согласно контракту с "Газпромом", на начало 2016 года составляла $132,77 за 1 тыс. куб. м (примерно в два-три раза меньше, чем для других европейских потребителей). Однако весной власти республики заявили о необходимости ее снижения до "справедливой" - до $73. "Газпром" объявил, что у Белоруссии начала формироваться задолженность за поставки, но Минск отказался признавать долг. Россия в ответ сократила поставки нефти в Белоруссию. После безуспешных попыток договориться власти республики в одностороннем порядке решили в 1,5 раза повысить тарифы на транспортировку российской нефти по трубопроводам на территории страны.

С 1 января 2017 года цена на газ для Минска была установлена в размере $141,1 за 1 тыс. куб. м. К концу марта задолженность белорусской стороны превысила $700 млн. Окончательно спор удалось разрешить лишь в апреле 2017 года, после переговоров президентов двух стран. Были достигнуты договоренности о том, что Минск вернет "Газпрому" долг за газ, Россия в ответ увеличит беспошлинные поставки нефти в республику (с 18 млн до 24 млн тонн) и предоставит скидку на 2018 год. Цена российского газа в 2018 году была снижена до $129 за тысячу кубометров, в 2019 году - до $127.

7 февраля 2020 года, по итогам встречи Владимира Путина и Александра Лукашенко, страны договорились о сохранении цены на газ до 2021 года в размере $127 за тысячу кубометров. 10 января 2021 года президент Белоруссии сообщил, что цена на российский газ для республики на текущий год составит $128,5 за тысячу кубометров. В 2022 году она осталась на том же уровне.

С апреля 2022 года республика в расчетах за газ перешла на российские рубли.

3 февраля 2023 года "Газпром" и "Газпром трансгаз Беларусь" продлили контракты на поставку газа в Белоруссию на 2023-2025 годы. Цена российского газа для Белоруссии была согласована на уровне $128,5 за тысячу кубометров с расчетом в российских рублях.

В настоящее время Россия и Белоруссия ведут работу над согласованием принципов функционирования и регулирования объединенного рынка природного газа Союзного государства.

Энергетика

Крупнейшим двусторонним инвестиционным проектом России и Белоруссии является строительство Белорусской АЭС. В 2009 году официальный Минск обратился к РФ с предложением о сооружении атомной электростанции. Соответствующее соглашение было подписано 15 марта 2011 года, контракт заключили в 2012 года.

В ноябре 2013 года начались работы по строительству АЭС недалеко от города Островец Гродненской области, в 130 км к северо-западу от Минска и в 60 км к востоку от Вильнюса. Генподрядчиком строительства является "Атомстройэкспорт" (структура Росатома). Проект "ВВЭР-1200" (АЭС с двумя реакторами ВВЭР-1200 суммарной мощностью 2400 МВт) поколения 3+ полностью соответствует международным нормам и рекомендациям Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по безопасности. 7 августа 2020 года состоялся физический пуск первого блока станции, 3 ноября он был включен в объединенную энергосистему страны, 10 июня 2021 года введен в промышленную эксплуатацию. 22 декабря 2021 года началась загрузка ядерного топлива в реактор второго блока БелАЭС, 1 ноября 2023 года блок был принят в промышленную эксплуатацию.

На сооружение АЭС Россия выделила Белоруссии кредит в размере $10 млрд, что покрывает 90% стоимости контракта. Оставшиеся 10% были дополнительно прокредитованы Внешэкономбанком РФ по просьбе белорусской стороны. В марте 2021 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о ратификации протокола, вносящего изменения в российско-белорусское межправительственное соглашение о кредите на строительство АЭС. Документ предусматривает продление срока использования Минском государственного экспортного кредита на возведение станции до конца 2022 года и устанавливает новую дату начала его погашения (1 апреля 2024 года). Кроме того, согласно протоколу, все платежи по кредиту должны осуществляться в российских рублях, предусмотренная ранее возможность погашения кредита в долларах США была исключена.

По данным пресс-службы правительства РФ, в настоящее время Россия и Белоруссия обсуждают возможность расширения Белорусской АЭС за счет третьего энергоблока. Кроме того, белорусские специалисты задействованы в строительстве ряда АЭС российского дизайна за рубежом, в том числе в Египте, Бангладеш и Венгрии.

14 февраля 2024 года министр энергетики Белоруссии Виктор Каранкевич сообщил, что правительствами и профильными министерствами двух стран проведена масштабная работа по формированию нормативно-правовой базы и созданию необходимых условий для запуска объединенного рынка электроэнергии Союзного государства. Согласован и прошел внутригосударственные процедуры проект межгосударственного договора о формировании объединенного рынка электрической энергии, которым определяются полномочия органов госуправления, участники рынка и инфраструктурные организации, а также принципы трансграничной торговли. В развитие договора будут утверждены правила функционирования рынка - работа по их подготовке практически завершена.

Авиастроение

В июле 2023 года на выставке "Иннопром-2023" в Екатеринбурге представители белорусского Госкомвоенпрома и Минпромторга РФ подписали межведомственную программу в области авиастроения, предусматривающую совместную разработку и организацию на белорусской территории серийного производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета. Позднее вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров сообщил, что российско-белорусский 19-местный самолет будет коммерчески эксплуатироваться с 2028 года, завершить его сертификацию планируется в 2027 годц. Он уточнил, что созданием воздушного судна займется Уральский завод гражданской авиации и белорусский 558-й авиационный ремонтный завод.

28 января 2024 года заместитель премьер-министра Белоруссии Петр Пархомчик в эфире телеканала "Беларусь-1" заявил, что Белоруссия совместно с Россией к 2026 году должна произвести два таких самолета, а до 2030 года планируется выпустить 85-100 штук.

15 апреля 2024 года по итогам переговоров премьер-министров России и Белоруссии Михаила Мишустина и Романа Головченко было заключено межправительственное соглашение о разработке и организации производства двухдвигательного легкого многоцелевого самолета "Освей". Финансирование проекта будет обеспечено Россией и Белоруссией на паритетных началах, но техническое переоборудование и создание новых производств осуществляется каждым государством за свой счет.

Кроме того, представители белорусских властей сообщали, что прорабатывают с российской стороной производство компонентов для широкого спектра авиатехники, в том числе самолетов МС-21, Sukhoi Superjet New, Ту-214, Ил-76.

Товарооборот и инвестиции

Россия - ведущий торговый партнер Белоруссии. В 2023 году двусторонний товарооборот вырос на 5,2%, до $46,5 млрд (данные пресс-службы российского правительства). 15 апреля 2024 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин на переговорах с белорусским коллегой Романом Головченко заявил, что в 2023 году был установлен очередной рекорд взаимного товарооборота - 4,2 трлн российских рублей, или почти 150 млрд белорусских рублей. Как отметил 20 мая 2024 года на встрече с заместителем премьер-министра Белоруссии Петром Пархомчиком вице-премьер РФ Александр Новак, доля РФ составила 57,4% всей внешней торговли республики.

Белоруссия в основном поставляет в Россию продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, транспортные средства, машины и оборудование. Основную часть российского экспорта составляют нефть и нефтепродукты, машины, оборудование и транспортные средства, недрагоценные металлы.

Россия занимает первое место по инвестициям в белорусскую экономику. По данным начальника главного управления координации и развития статистических систем Белстата Аллы Биленко, объем российских инвестиций в Белоруссию в 2023 году увеличился на $1,2 млрд по сравнению с 2022 года и составил $5,1 млрд.

В настоящий момент в Белоруссии работает около 2,4 тыс. предприятий, созданных с участием российского капитала. Страны реализуют совместные проекты в области атомной энергетики, автомобилестроения, в перерабатывающих отраслях АПК, в сферах космических и высоких технологий, медицине и других.