ТАСС-ДОСЬЕ. 31 августа 1986 года в Черном море на выходе из Цемесской бухты столкнулись сухогруз "Петр Васев" и пароход "Адмирал Нахимов", на борту которого находились 1 тыс. 234 пассажира и членов экипажа. Погибли 423 человека (359 туристов и 64 моряка). Причиной крушения были названы грубые ошибки, допущенные капитанами обоих судов при маневрировании. В марте 1987 года капитаны "Адмирала Нахимова" и "Петра Васева" Вадим Марков и Виктор Ткаченко были осуждены на 15 лет лишения свободы. В 1992 года они были помилованы.
17 декабря 1991 года в Красном море в 10-11 км от города Сафага (Египет) затонул, налетев на рифы, египетский пассажирский паром Salem Express, следовавший из года Джидда (Саудовская Аравия) в Сафагу. На борту находилось около 690 пассажиров - паломников из Мекки. По официальным данным, погибли 470 человек, в том числе капитан корабля. По требованию премьер-министра Египта Атефа Седки было проведено расследование. Выяснилось, что паром отклонился от курса из-за плохих погодных условий. Владелец корабля Хадж Салем Абдель Разек (Haj Salem Abel Razeq) был признан невиновным в крушении, поскольку имел все необходимые документы, подтверждающие исправное состояние судна, и разрешение на его эксплуатацию.
В ночь на 28 сентября 1994 года близ финского острова Утё на пути из Таллина в Стокгольм в условиях шторма потерял носовую аппарель, закрывавшую от воды грузовую палубу, и затонул эстонский грузопассажирский паром Estonia. Из находившихся на борту 989 человек спаслись лишь 137. Погибли 852, включая капитана Арво Андерссона. Согласно отчету комиссии, расследовавшей причины трагедии, паром затонул по причине слишком высокой скорости движения в условиях штормовой погоды и из-за недостатков конструкции аппарели. В 1996 года близкие погибших и выжившие в катастрофе подали в судебные органы Франции коллективный иск против немецкой компании Meyer Werft, построившей паром, и французской сертификационной компании Bureau Veritase, выдавшей судну сертификат безопасности. Истцы, по мнению которых, Estonia не была пригодно к плаванию, требовали нового независимого расследования. Слушания, начавшиеся лишь в 2009 году, несколько раз прерывались. Обвиняемая сторона под разными предлогами затягивала судебное производство. Разбирательство продолжается, судебные слушания возобновились 11 апреля 2014 года
В ночь с 26 на 27 сентября 2002 года у берегов Гамбии во время сильного шторма затонул сенегальский пассажирский паром Le Joola. На борту судна, рассчитанного на перевозку не более 580 пассажиров и членов экипажа, находились около 2 тыс. человек. По официальным данным, погибли 1863 человека. Спастись удалось лишь 64 пассажирам. Причинами аварии были названы плохие погодные условия, перегруженность судна и ошибки в его технической эксплуатации (паром изначально был разработан для плавания исключительно в прибрежных водах и не предполагал выходов в открытое море). Несколько чиновников, на которых была возложена ответственность за трагедию, были отправлены в отставку. В то же время, в ходе расследования не было возбуждено ни одного уголовного дела, спустя год оно было закрыто. Отдельное расследование об обстоятельствах крушения парома Le Joola проводилось во французском суде, так как среди погибших было 22 гражданина Франции, семьи которых обратились с исками к сенегальскому правительству. В сентябре 2008 года был выдан международный ордер на арест девяти высокопоставленных госслужащих Сенегала, включая бывшего премьер-министра Мам Мадиор Бойе (Mame Madior Boye) и начальника генштаба Вооруженных сил Бабакара Гайе (Babacar Gaye). Власти Сенегала раскритиковали это решение, назвав его вмешательством во внутренние дела страны. В начале 2010 года Кассационный суд Франции отменил два из девяти ордеров на арест по делу о крушении.
3 февраля 2006 года в Красном море в 80 км от города Хургада (Египет) затонул египетский паром al-Salam Boccaccio 98, направлявшийся из города Дуба (Саудовская Аравия) в город Сафага (Египет). На его борту было 1 тыс. 415 человек, в том числе паломники, возвращавшиеся из Мекки, а также египетские рабочие. Погибли более 1 тыс. человек. Причиной крушения стал пожар в грузовом отсеке, большое число жертв было вызвано непрофессиональными действиями экипажа, который пытался тушить пожар морской водой (она скопилась в трюме, паром резко накренился и затонул). В марте 2009 года апелляционный суд Сафаги признал владельца судна Мамду Исмаила (Mamdouh Ismail) виновным в непредумышленном убийстве, приговорив его к семи годам тюрьмы. Приговор был вынесен заочно, поскольку обвиняемый покинул Египет и, предположительно, находится в Европе.
10 июля 2011 года в акватории Куйбышевского водохранилища в районе села Сюкеево Камско-Устьинского района Татарстана затонул двухпалубный пассажирский теплоход "Булгария". Катастрофа произошла в 2 тыс. 560 м от берега. В условиях шторма судно получило крен вправо и за несколько минут ушло на дно. Погибли 122 человека (в том числе 22 ребенка), выжили 79. В связи с гибелью "Булгарии" уголовные дела были возбуждены в отношении пяти человек. 7 июля 2014 года Московский районный суд Казани приговорил гендиректора ООО "Аргоречтур" (субарендатор судна) Светлану Инякину к 11 годам лишения свободы, старшего помощника капитана "Булгарии" Рамиля Хаметова - к 6,5 года, бывшего главного госинспектора казанского линейного отдела Волжского управления Ространснадзора Владислава Семенова - к 5 годам, начальника казанского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева - к 6 годам, старшего эксперта Камского филиала Российского речного регистра Якова Ивашова - к 5 годам (он был освобожден от наказания по амнистии и освобожден в зале суда).
В ночь с 13 на 14 января 2012 года около поселка Джильо-Порто на острове Джильо (Италия) налетел на рифы круизный лайнер Costa Concordia итальянской компании Costa Crociere, следовавший из порта Чивитавеккья в Савону. Корабль накренился и частично затонул. На борту находились 4 тыс. 229 человек, из которых свыше 1 тыс. обслуживающего персонала. Погибли 32 человека. 15 января 2012 года капитан Франческо Скеттино (Francesco Schettino) был задержан и помещен под арест, а позднее переведен под домашний арест. Его обвинили в непреднамеренном убийстве, халатности, преждевременном оставлении судна. Судебные слушания начались весной 2012 года Пострадавшими выступили 3 тыс. пассажиров, более 1 тыс. членов экипажа, а также итальянское правительство и власти острова Джильо. В апреле 2013 года суд года Гроссето постановил, что Costa Crociere, получившая в качестве страховки 500 млн евро, должна выплатить 1 млн евро в качестве административной санкции, по 11 тыс. евро пассажирам и по 10 тыс. евро членам экипажа, а также взять на себя расходы по ликвидации последствий кораблекрушения. Кроме капитана, к ответственности были привлечены пять человек, которые пошли на сделку со следствием, согласившись со сроками заключения до 2,5 лет. Таким образом, единственным обвиняемым остался капитан судна. Его адвокаты также настаивали на соглашении с судом, однако это предложение было отвергнуто прокуратурой. В ходе следствия было установлено, что Скеттино вел лайнер на большой скорости слишком близко от берега и не послал сигнал бедствия. Кроме того, капитан покинул судно одним из первых и не подчинился приказу береговой охраны вернуться на борт и руководить эвакуацией. 17 июля 2013 года в года Гроссето начался суд над Скеттино. Свою вину он частично признал. 11 февраля 2015 года капитан Costa Concordia был приговорен к 16 годам тюрьмы и 1 месяцу тюрьмы, ему также запретили пожизненно занимать государственные должности и работать по профессии в течение 5 лет. Его и компанию-судовладельца обязали выплатить компенсацию истцам.
16 апреля 2014 года у юго-западного побережья Корейского полуострова вблизи о. Чиндо затонул южнокорейский паром Sewol ("Сэволь"). В результате катастрофы погибли 304 человека, в том числе один гражданин РФ - Вячеслав Серков. В ходе спасательных работ также погибли двое водолазов, военный моряк и пятеро спасателей. 172 человека удалось спасти. После катастрофы по решению суда были арестованы капитан судна Ли Чжун Сок и двое его помощников. В ходе расследования выяснилось, что в момент аварии у штурвала находилась неопытная 25-летняя женщина-штурман, которая не смогла справиться с управлением. В результате поворота на 15 градусов произошло смещение груза, перевозившегося паромом. Это привело к резкому крену на левый борт и опрокидыванию судна. Капитану Ли Чжун Соку, который покинул судно одним из первых, были предъявлены обвинения в убийстве, халатности при исполнении служебных обязанностей и в нарушении правил морских перевозок. 11 ноября 2014 года Ли Чжун Сок был приговорен судом к 36 годам тюремного заключения.